Новая архитектурная утопия

Наконец, от всего, о чем только что шла речь, неотделимо и такое всеобщее качество современного художественного сознания, как его яркая эстетическая утопичность, которая с этого времени становится характернейшим атрибутом наиболее принципиальных архитектурно-художественных концепций. И эстетика таутовской Стеклянной цепи, и эстетика конструктивистской группы Стиль, и эстетика гропиусовского Баухауза — все это, в огромной степени, рефлектированные архитектурно-эстетические утопии.

Но не старого типа. Новая архитектурная утопия выступает как проектная или теоретическая актуализация потенциальной бесконечности совпадений, с одной стороны, признаков художественной формы, мыслимой как структурно-целостное множество всех ее элементов, а с другой стороны, признаков реальной жизни, взятой тут тоже как универсум формы.

И хотя эстетический утопизм был свойственен и XIX в. (ибо он соответствует всей линии романтической эстетики как моделирования идеальной всеобъемлемости выталкиваемого из капиталистической практики и раздробленного в ней искусства), по существу, только в XX столетии, и именно с 10-х годов можно говорить о развитии архитектурно-художественных утопий как характерных эвристических проявлениях искусства архитектуры.

Как известно, все подлинно творческие утопии и раньше апеллировали к безграничному выявлению лучших сторон жизни, наиболее позитивных потенций роста производства, культуры, социальной согласованности, искусства, научного знания. Но только с началом XX столетия эти вековечные чаяния находят свой аналог в реальном устремлении материального производства, научно-технического прогресса, революционного социалистического переустройства мира и собственно художественного творчества к всеобъемлющей бесконечности всех своих культурно-орудийных принципов и достижений.

Заглядывание в такое будущее, предвосхищение его, перенесение из него черт в настоящее (как говорил Н. Г. Чернышевский) становится в данных условиях вполне конструктивной деятельностью творческого воображения и необходимым прогнозом универсальности и целостности каждой наступающей ступени прогресса.

Comments are closed.