Эти устремления особенно усилились с началом второго десятилетия XX в., непосредственно перед первой мировой войной, в сгустившейся в Германии националистически-милитаристской атмосфере, когда и с теоретической трибуны Веркбунда некоторые профессора и доктора выступили выразителями эстетического варианта самых махровых реакционно-почвенных идей священной Германии. Такими были в эти годы (1911- 1914) выступления К. Фукса, П. Ессена и целого ряда других веркбундовцев.

В той мере, в какой Веркбунд устремлен к одухотворению и облагораживанию массовой продукции,- говорил, например, К. Фукс, профессор Тюбингенского университета, член Союза защиты родины,- было бы в любом случае лучше, если бы он ориентировался на старые и проверенные формы, которые уже столетиями вырабатывались внутри хорошо известных нам традиций. На веркбундовской конференции 1914 г., уже перед самой войной, едва ли не полный комплекс эстетической мотивировки товарного и милитаристского экспансионизма Германии вкупе с шовинистической апологией соответствующего экспансионизма германской формы был обрисован перед почтенной аудиторией в докладе доктора философии П. Ессена — Немецкая форма в мировых сношениях.

Доклад прославлял визуальный захват в германский плен иноземных народов выдающимися товарными качествами немецкой продукции и ее немецкой формы. Подчеркивая великие цели германской империалистической политики, докладчик призывал к их соответствующему выражению в форме, которое должно быть адекватным воплощением немецкой художественной силы как составной части главных германских критериев.

Это были, так сказать, основные положения.

В остальном же все это выступление, развивавшее тему единой воли нации и воодушевленного сердца, стучащего сегодня всеми великими вопросами немецкой культуры и всемирной мощи Германии, представляло собой классический образец выспренной национал-шовинистической пропаганды воли к форме на потребу милитаристского угара и близившегося начала войны.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн