Нахождение художественной типологии на основе принципов радикальной индустриалистической универсализации

Формулирование целого ряда таких идей и принципов современной архитектуры делает честь наиболее передовой и радикальной части веркбундовской аудитории. При всем традиционализме Мутезиуса, существенная доля этой заслуги принадлежала и ему, поскольку, как мы видели, именно он, в наибольшей мере и с наибольшей энергией инспирировал саму возможность таких радикальных художественных выводов — общим превознесением нравственной обязанности искусства и художественного воображения ответить на объективные требования процесса универсализации индустриальной и общественной практики в начале XX столетия.

Поставив проблему функциональной типологизации вещей и архитектуры, создаваемых новыми индустриальными методами и с установкой на их обновленную организационную утилизацию, Веркбунд еще не решил задачи нахождения их соответствующей формы.

Как для Мутезиуса, так и большинства членов Веркбунда последняя должна была возникать из принятого функционализма как бы сама собой, почти автоматически. Мы познакомились со связанными с этим характерными противоречиями веркбундовской эстетики.

Во многом они обусловливались еще сильной живучестью в атмосфере Веркбунда типичных для XIX века индивидуалистических иллюзий и оценок.

Нахождение художественной типологии на основе принципов радикальной индустриалистической универсализации капиталистической практики требовало гораздо более решительного переноса характерных признаков индустриального мира в плоскость собственных признаков художественной реальности.

Такая работа активно выполнялась художниками и идеологами искусства и помимо Веркбунда. Она велась в авангардистском искусстве почти всех стран Европы.

В своем наивном выражении это был, действительно, поверхностный перенос всевозможных черт техничности, научности и т. п. в традиционную художественную форму.

Comments are closed.