Модель непрерывной архитектуры

Из них особенно замечателен образ Города Солнца у Кампанеллы (1602 г.) — замечателен не только огромной ролью в нем синтеза монументальной (научно-просветительской по своему содержанию) живописи и архитектуры, сколько прежде всего отчетливо зараженным в нем принципом непрерывного структурного формообразования всей пространственной среды города для жителей, у которых на первом месте любовь к общине. За исключением центрального Храма Солнца в городе Кампанеллы по существу отсутствуют изолированные здания.

Модель непрерывной архитектуры, воплощенная в ренессансных фресках, никогда не была реализована на практике, что тоже подтверждает ее утопически-идеальный смысл.

Можно сказать, что концептуальное выражение соответствующих открытий в живописи от Леонардо до Рембрандта и Эль-Греко оказало даже большее влияние на развитие принципов бесконечности и непрерывности во всем искусстве XIX в., включая область архитектуры, чем собственно архитектурные прогнозы.

Но этот экскурс в художественное начало современного буржуазного мира вовсе и не должен задерживаться па идеальной архитектуре ренессансных фресок.

Идея непрерывной архитектурно-художественной реальности и первоначальные пространственные следствия из нее приобрели обобщенное эстетическое значение для развития всех областей искусства XVII-XX вв. Эта идея набирала силу с каждым новым значительным этапом буржуазной художественной культуры — по мере того как ускорение промышленных и политических процессов, прогресс естествознания и машинной техники все больше конкретизировали ренессансные определения бытия как реальную универсализацию производительных сил, потребностей и способностей человека нового времени.

С промышленной революцией XVIII-XIX вв., с победой Великой французской буржуазной революции и самоопределением философской эстетики романтизма рассмотренные идеи влились в русло уже актуальной по отношению к нам современности.

Comments are closed.