Материализация эстетической чувственности

Все перечисленные признаки имеют отчетливо архитектуралистский смысл, так же как и соответствующие им субъективно-психологические феномены — материализация эстетической чувственности, аналитическая дифференциация ее структурообразующих элементов, подчеркнутая конструктивизация творческого воображения и т. д. Их яркая выраженность стимулируется в это время воздействием, с одной стороны, кризисного (предвоенного, а потом военного) распада, дробящего разноса большинства либерально-буржуазных иллюзий и образов целостности традиционного типа, а с другой — сильнейшими новыми импульсами организационно-технологической универсализации форм буржуазной практики и сознания, находящими средства для своей реализации в принципах над личной организационное, технической эффективности экономичности (вплоть до предлагаемых новейшим индустриализмом принципов сборности, монтажное элементов, серийности и т. п.). Подчеркнем, что только совместное одновременное действие всех называвшихся выше эстетических, художественных, идеологических, технологических и политических причин привело к быстрому выявлению жизнестроительного существа антиизобразителъной архитектоники живописной плоскости. Но как только это прояснилось, понятия архитектуры плоскости, архитектуры цвета и им подобные обрели самые широкие права, так сказать, общественно-художественного гражданства. Впоследствии один из выразителей этой новации, живописец-авангардист Делоне писал об импрессионизме как начале освободительного процесса и великого подготовительного периода для определения единственной в своем роде реальности — реальности света.

А затем — о своем собственном живописном методе воплощения процесса перехода от деструктивности к конструктивности: Я отважился на своего рода архитектуру из цвета, в надежде выработать элементы новой динамической поэтики, остающейся всецело в стихии художественных средств как таковых.

Comments are closed.