Материалистический синтез

Материалистический синтез указанных трех реальностей в единой художественной реальности означает не просто неисчерпаемую гетерогенизацию произведения как конструктивно-целостной модели бытия. Он означает прежде всего материалистическую обратимость друг в друга элементов трех множеств: окружающей бесконечной природы, богатства определений человеческой сущности и сотворенных признаков художественной формы произведения эта обратимость и есть здесь не что иное, как творчески-орудийный синтез неисчерпаемого целого и бесконечных микроэлементов бытия, и есть сама динамически-деятельная индивидуализация общей картины мира. Это было открытием собственного художественного сознания Возрождения, открытием того, что было неведомо или чуждо средневековью.

Открытие это выразилось у художественных гениев Возрождения в экстатическом устремлении к грандиозным разработкам, орудийно-динамической неисчерпаемости художественного формообразования. Таково искусство Данте, Брунеллески, Леонардо, Шекспира, Дюрера.

Сам титанизм этих личностей есть по существу лишь следствие бесконечной обратимости для них всех макро — и микроскопических определений бытия как связанного и динамично-становящегося целого. Именно на этой основе механика, ботаника, строительство, философия, геометрия, рисунок, живопись, скульптура, экспериментальные и проектные разработки самых разнообразных научных идей как бы сами собой сливаются у Леонардо в грандиозный творческий и художественный, но вместе с тем (что принципиально) и в личностно-биографический синтез.

Считая, что живопись есть философия, которая трактует о возрастающем и убывающем движении, Леонардо добивался в своих картинах именно динамического эффекта взаимоперехода пространственных и вещественных признаков материн, единичного и общего путем бесконечно-дифференцированных приращений элементов колорита, рисунка, светотени, перспективы, прозрачных и полупрозрачных сред.

Comments are closed.