Манифест футуристической архитектуры

Как раз предельная и циническая честность, с какой были обнародованы все подобные открытия, способствовала глубокому внедрению их во все модернистское искусство, хотя многие его адепты чурались потом такой откровенности. Принято считать непосредственным архитектурным эквивалентом футуризма футуристическую архитектуру Антонио Сант-Элиа. В 1914 г. в Милане, на выставке группы Новые традиции, Сант-Элиа продемонстрировал графические фантазии своего Города будущего, и в том же году увидел свет его Манифест футуристической архитектуры.

И проекты и манифест остались единственными произведениями этого одаренного художника, через два года погибшего на войне в возрасте всего 28 лет. В Манифесте (отредактированном Маринетти в сторону сближения с футуристической эстетикой) наряду с программными призывами к легкости, практичности, эфемерности, скорости, к необходимости изобрести футуристический город и дома похожие на гигантскую машину, содержались вполне реалистические мысли относительно технологического новаторства архитектурной формы. Отрицая статическую тяжеловесность кубических форм с засильем горизонталей и вертикалей, Сант-Элиа заглядывал как бы на полвека вперед, когда в современной контрреволюции архитектуры стала расцветать предвиденная им типология динамичных, кривых и эллиптических очертаний архитектуры.

Кажется, будто он заглядывал даже в новейшую архитектурную футурологию, когда, настаивая на постоянном обновлении архитектурной среды, говорил вообще об элиминировании ее форм как зданий и их замене структурными условиями гармонизации жизни человека и его окружения.

Однако, сами графические образы Города будущего являли взору не совсем то (или совсем не то), что мы смогли бы предположить в качестве зрительного эквивалента всех подобных идей.

Comments are closed.