Личная независимость

Исторически это, во-первых, предполагает именно производство на основе стоимостей, которое вместе со всеобщим отчуждением индивида от себя и от других впервые создает также всеобщность и всесторонность его отношений и способностей, а, во-вторых,- универсальную форму товарного овеществления, практики, всеобщей вещественной взаимозависимости, которая является необходимым для капиталистической стадии условием выработки отдельным индивидом всей полноты своих отношений и противопоставления их самому себе в качестве независимых от него общественных сил и отношений. Развитие этого процесса приводит, наконец, к тому, что капитализм в его империалистской стадии,- как писал Ленин,- вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства, он втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воле и сознанию, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению. Таким образом, можно сказать, что для XIX и особенно XX в., для понимания решающего своеобразия развиваемых ими творческих потенций культуры принцип универсальных отношений и взаимосвязей обладает таким же эпохальным объективно мировоззренческим смыслом, какой в эпоху европейского Возрождения (в связи с началом развития современного естествознания и техники, великих географических открытий, с зарождением буржуазных отношений) приобрел принцип индивидуализированного рационалистически-светского гуманизма, ознаменовавший закат средневековья и расцвет культуры титанических личностей (Энгельс).

Ведь нет никакого вульгарного социологизма в том, что мы непосредственно (и правильно) связываем с общим смыслом этой эпохи не только творчество Леонардо да Винчи, Шекспира, Боккаччо, Дюрера, Микеланджело, но и быстрый расцвет станковой живописи, лирической поэзии, светской инструментальной музыки, таких художественных жанров, как реалистический портрет, интерьер, пейзаж и натюрморт, или даже появление рационалистического метода перспективного воспроизведения пространства.

Comments are closed.