Культ технического прогресса

Например, крупнейший американский социолог искусства и архитектуры Льюис Мамфорд исходит из того, что как искусство, так и техника характеризуют формотворческие аспекты человеческого существа. В книге Искусство и техника он с этих позиций выступил чуть ли не с ревизией всей истории западного искусства последних четырех столетий, усмотрев в развитии книгопечатания, принципов правдоподобной изобразительности, печатных репродукций, фотографии и т. н. точный слепок частичного дробления и функциональной стандартизации трудовых процессов в промышленности нового времени. Постепенное усиление к XX в. признаков рассудочности, механистичности, стандартизованности и нивелирующего порядка в так называемом машинообразном искусстве есть, с его точки зрения, составная часть прогресса технической цивилизации, ее неотъемлемые формально-символические выражения.

Культ технического прогресса не может, согласно Мамфорду, не объединяться с всеохватывающей готовностью принять определенный обезличенный порядок с его правильностью и повторяемостью, и с его непременной стандартизованностью.

Он неотделим от торжества социальной униформы, как раз и дающей возможность противостоять хаосу путем установления всеобщего фона упрощенного порядка, который базируется на высшей функциональности производительных приемов и экономики и требует минимального проявления других качеств личности. С этих позиций Мамфорд определял сущность кубизма и конструктивизма как техницистских суррогатов порядка и синтеза, олицетворений типологии нивелирующего целого, основанного на функциональной стандартизации и экономичности частей.

Эта попытка сделать темой искусства механический порядок и объективизм,- писал он,- в определенном отношении служит противовесом тенденции впасть снова в примитив и инфантилизм, в хаос и всевозможные извращения, она есть реакция на все это, кажущееся несовместимым с современным миром…

с целью утвердить свое однозначное состояние как состояние человеческого существа.

Comments are closed.