Но такой экспансионизм становится характерным и для живописной картины, фрески, гобелена, которые теперь в светском пространстве, в дворцах, частных собраниях, общественных залах покрывают все поверхности стен и потолков, подобно тому как продолжающие эту живопись статуи, барельефы, декоративная лепнина, пластические формы фонтанов, лестниц, балюстрад и т. п. захватывают все городское пространство. Локальные рамки произведения вместе с реалистической передачей пространства, воздушной среды, пейзажа, человеческих фигур и вещей, цвета, света и фактуры характеризуют тут не столько отгороженность картины от действительности, сколько, напротив, чрезвычайное пространственно-телесное многообразие жизни как социо-природного целого. Однако с этой тенденцией тесно взаимодействует и другая, в известном смысле противоположная ей. А именно: поиск таких структурных целостностей, которые не позволили бы первой тенденции ликвидировать вообще сам феномен художественного произведения в значении конструктивного космоса индивидуальности, а в морально-философском плане обеспечивали бы возможность оптимистического преодоления объектированной бесконечности природы.

Иначе говоря, после того как были разрушены каноны средневековья, тут с новой остротой встала та общекультурная проблема эстетического совладения с бесконечностью мира, о которой мы уже говорили. Как же стало мыслиться новое конструктивное целое художественного произведения, которое теперь должно было быть изоморфным новооткрытой динамически-индивидуализированной бесконечности природы и человека и резко раздвинувшимся границам художественной реальности?

Вот центральный вопрос нашего экскурса в художественное начало современного мира. Вообще единственное решение подобной проблемы может состоять, собственно, только в том, что находится какой-то принцип построения художественной реальности, обеспечивающей одновременно структурно-формообразующее и творчески-орудийное постоянство ее качества при любых пространственно-временных превращениях и положениях индивидуализирующих тел.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн