Композиция Мондриана

В рамках уравновешенного покоя системы определенное движение тоже присутствовало в асимметрически-контрастных, всегда децентрализованных композициях мондриановской живописи как след перемещающегося пересечения линий в прямоугольной сетке координат. Это была единственная индивидуализированность, посредством которой одна композиция Мондриана отличается от другой и является якобы неповторимой. Для структурной системы Мондриана, конечно, было не случайным, а весьма существенным то, что в ней отсутствует центр и субординированная ему периферия, т. е. воплощен действительно антиканонический, децентрализованный порядок целого.

Без этого неопластицизм Мондриана вообще не обладал бы типологической актуальностью для авангардистского сознания начала XX столетия, для эпохи технологического динамизма. Но, усвоив соответствующие открытия футуризма и кубизма, Мондриан резко противопоставил их взрывающему и разлагающему динамизму принуждающую упорядоченность прямоугольной конструкции, обуздал асимметрию порядком, создав символ, который одновременно подразумевает и свободу закон.

Тут, так сказать, свобода предстает как закон порядка, а жесткий порядок как закон свободы.

Идеологически это и было, собственно, постановкой вопроса о том, можно ли мыслить децентрализованный, но незыблемый порядок структуры как форму ее разнообразия, или, наоборот,- ее разнообразие как собственную форму децентрализованного, но незыблемого порядка. В утвердительном разрешении этого отнюдь не поверхностного идеологического парадокса — едва ли не вся суть абстрактного конструктивизма.

Во всяком случае, одна из его главных сторон, если считать, что другой, взаимосвязанной с ней, стороной был уже рассмотренный нами утвердительный ответ на не менее парадоксальный вопрос о том, можно ли антииндивидуализированную, абстрактную структуру мыслить как орудие порождения любых конкретных вещей социального универсума.

Comments are closed.