Капиталистическое отчуждение труда и самоотчуждение человека

И современная западная архитектура, ее пространственная эстетика находится в настолько глубокой — одновременно позитивной и негативной — зависимости от этого процесса, что без понимания его исторической перспективы тут нельзя сделать ни шагу. До сих пор в буржуазной архитектурной эстетике широко бытует теоретическое представление о художественном пространстве как вместилище вещей или как о чем-то производном от взаимодействия вещей. Вот одно из таких типичных определений: Пространство, которое имеет отношение к художественным образованиям искусства, заключается не в чем-то таком, что задано раньше всякой вещественности и что как пространство трех измерений само впервые делает возможным мир вещей в качестве различных фиксированных мест своего заранее данного бытия…

В гораздо большей степени справедливо, что оно само возникает из взаимодействия вещей как их специфическая функция, как форма и порядок расположения. Задача искусства как раз и состоит в полном выражении этой закономерности во всей ее значительности, во всем богатстве ее смысла.

Правильно ли оно? Это зависит, во-первых, от того, расшифровывается ли при этом отношение между вещами как отношение между людьми или нет, а во-вторых, насколько само взаимодействие людей с вещами понимается как развеществление фетишистски-отчужденного бытия вещей и историческое высвобождение собственных деятельных способностей человека. Капиталистическое отчуждение труда и самоотчуждение человека ведут к его полному овеществлению, но сам по себе живой человек ни в каком отношении вещью не является, несмотря на то что все богатство и его и общества всегда выступает, как отмечает Маркс, в овеществленной форме.

Человек также не является предметом, хотя и предметен, и не есть физическое тело, хотя физически телесен.

Человек — прежде всего познающее и общественно-целеполагающее деятельное существо, способное к бесконечному свободному развертыванию своего универсального практического взаимодействия с окружающим миром на основе его объективных закономерностей.

Comments are closed.