Изобразительная иллюзионизация

Изобразительная иллюзионизация плоской поверхности есть прежде всего превращение ее в специфический проекционный экран пространственных взаимоотношений тел. Чтобы стать субстанцией видимости, физически непрозрачная поверхность плоскости отслаивается для зрительного восприятия от своего материального субстрата и становится как бы прозрачной для глаза (это, кстати, решающий момент отличия ренессансного отношения к изобразительной основе плоскости от представления о ее картинной функции, например, в древнеегипетской архитектуре). Обычно на этот момент обращается недостаточное внимание, но он имеет самое принципиальное значение.

На это указывает, между прочим, и известная гравюра Дюрера, где световые лучи от противостоящего предмета, только проходя через прозрачный экран прямоугольной плоскости, попадают в глаза художника и оставляют изобразительный след объекта на картине.

Той же коренной особенностью существенно обусловливается вся линеарно-композиционная и светоцветовая конкретизация изобразительной видимости жизни на живописной плоскости.

Ее геометризм связывается с воображаемой сеткой горизонталей и вертикалей, по отношению к которым тут определяется характерная криволинейность всех отклонений от них изображаемых предметных контуров, а последующее светоцветовое заполнение их и колористическая моделировка, со своей стороны, стремятся к максимуму пространственно-иллюзионистического эффекта, подчеркивая значение плоскости как прозрачного окна в мир. Именно в качестве особого, как бы прозрачного для созерцания, проекционного экрана изобразительная плоскость картины стала выполнять свою кардинальную функцию — служить местом отождествляющей встречи, взаимопроникновения объектов и воспринимающего глаза, пространственного мира и точки зрения, т. е. местом взаимной динамической индивидуализации пространственного универсума бытия и его рефлектированного субъективно-личностного освоения.

Comments are closed.