Итоговый смысл преобразования

Во вступительной речи на упомянутом заседании Мутезиус аргументировал необходимость выработки единой художественной формы для всей современности, для ее всеобщих характеристических черт. Не надо лишний раз доказывать,- говорил он,- что такое время, как наше, в котором все жизненные отношения столь полно преобразуются в сравнении с прошлыми эпохами, в котором интернациональный обмен, и материальный и духовный, занимает место былой местнической ограниченности, в котором техника почти всецело утратила свою зависимость от границ времени и пространства, в котором неслыханные изобретения полностью видоизменили все наши внешние условия жизни,- что такое время должно обрести и свои собственные формы выражения в искусстве.

Ибо с интернационализацией нашей жизни должна восторжествовать также и определенного свойства единообразностъ архитектурных форм на всем земном шаре.

Это — уже не прежние сентенции насчет облагораживания буржуазного быта, микрокосмической устойчивости буржуазного жилья и т. п. Мутезиус как бы переходит тут с мелкобуржуазной позиции на позиции предельной крупнокапиталистической обобществленности, с масштабом которой сливается центральная проблема архитектурной эстетики. Торжествует исходный веркбундовский лозунг В. Оствальда: единение означает силу, и единение именно вопреки индивидуальным различиям между отдельными ценностями.

Итоговый смысл этого преобразования и есть для Мутезиуса переход от индивидуалистического к типическому как органический процесс развития, ведущий и к большему универсализму и к большему качественному углублению продукции. Особое значение этого вывода как бы подчеркивали и десять специально сформулированных Мутезиусом тезисов, заранее распространенных среди участников собрания.

Первые три из них гласили: Архитектура и вместе с ней все сферы творчества в Веркбунде устремлены к типизации, и только посредством нее можно снова достичь той всеобщпости значения, которая была присуща им в эпохи гармонических культур.

Comments are closed.