Игнорирование общекультурной связности

Мы уже видели, как это выразилось в радикальном преобразовании пространственно-предметной функции изобразительной плоскости. А здесь мы продвинемся дальше в уяснении конкретного способа пространственной структурализации открытых тенденций художественного целого, тоже доходящего до современности. Здесь важны все аспекты проблемы — философские, социальные, естественнонаучные и собственно художественные, важно именно совокупное действие всех этих причин на сферу эстетического сознания.

Только так можно объяснить закономерность сохранения главной функции искусства в процессе изменения границ и актуальных форм связи его с жизнью.

Игнорирование общекультурной связности всех таких аспектов и причин оборачивается ложной идейно-методологической абсолютизацией какого-то одного единственного принципа в объяснении рассматриваемого процесса — социально-идеологического, формально-художественного, сайентистского или техницистского. А тогда и заявляют о себе во весь голос фетиши или абсолютно беспрецедентного новаторства современной архитектуры, как это получается при гибридизации формального стилизаторства и техницизма, или же, напротив, ее не менее беспрецедентного регресса с точки зрения мерок предустановленной гармонии докапиталистических форм искусства.

Наиболее характерным выражением этой реакционно-идеологизированной методологии являются работы Г. Зедльмайра, для которого после заката божественной центрированности образов малого мира и наступившей после Великой французской буржуазной революции 1789 г. эры автоиомизации человека и его технического могущества в дальнейшем воцаряется один сплошной болезненный распад, один распущенный хаос децентрализованных и автономных форм искусства во всех его видах (разумеется, с непременным олицетворением глубинного существа этого процесса в марксизме и коммунизме).

Эта грубо тенденциозная эстетическая эсхатология составила содержание его главного, уже упоминавшегося нами труда Утрата середины, а также основу других его работ о современном искусстве.

Comments are closed.