Функции произведений

Но очень быстро множились и концептуальные акции более глубокого характера — такие, в которых отрицание какой-либо наперед заданной потребительской функции произведений и какого-либо сюжетно-изобразительного канонизма сознательно подчинялось целям прежде всего максимальной технологической орудийности как общего образного эффекта, так и конкретных элементов, с помощью которых это могло быть достигнуто. Наше внимание будет сейчас снова привлечено к моделирующей сфере живописного станковизма. Обобщая впоследствии признаки происходившей здесь соответствующей метаморфозы, Г. Зедльмайр писал: Живопись, начавшаяся вскоре после 1900 года и господствовавшая в 20-х годах, является не просто современницей новой технизированной архитектуры, но связана с ней по своей собственной глубинной сути, будучи производима и пропагандируема во всей Европе теми группами, которые несли все дальше дух 1789 года.

Они существуют неотделимо друг от друга, несмотря на то, что новая архитектура кажется такой холодной и реальной, а новая живопись — такой бурной и ирреальной Г. Зедльмайр называл группу из семи болезненных симптомов, характерных для нового, авангардистского состояния искусства: 1) обособление чистых видов искусства и отвлеченных от человека чистых элементов формы; 2) выделение в художественной сфере поляризованных противоположностей; 3) нисхождение к антиорганике и культ всего искусственного, неживого, технизированного; 4) потеря устойчивости, отрыв форм от привязанности к земной основе, к земле; 5) нисхождение к грубо материалистическому низу, третирование идеальной возвышенности духа, религиозной духовности искусства; 6) целенаправленное принижение и изгнание человека и его образа; и 7) ликвидация отношений субординации между верхом и низом художественных форм, утрата ими. так сказать, вертикальной (духовно-устойчивой) ориентированности.

Comments are closed.