Фресковая архитектура

В ренессансных фресках эту роль играет почти обязательная геометрическая сетка или матрица пространственной структуры в виде шашечно разграфленной поверхности площадей, геометрически-правильной архитектуры портиков, колоннад, пропилеи и т. п., уходящих в перспективу. В противоположность криволинейному экспрессионизму фигурных композиций, движений и поз эта прямоугольна пространственная сетка строго регулярна, структурно-квантифицирована и в принципе может быть продолжена в бесконечность.

Таким образом, она тоже изоморфна визуально-динамической бесконечности изображаемого мира. Меньше всего фресковая архитектура является простым фоном.

Ей принадлежит тут огромная эстетико-философская роль, которая и состоит в гарантировании пространственно-структурной себетождественности и непрерывности новой модели бытия. Синтез этих двух аспектов, к которым, строго говоря, следует присоединить также орудийно-инструментальное восприятие и переживание этого синтеза живыми зрителями как участниками визуального действа, обусловливал итоговую моделирующую функцию непрерывной архитектурно-художественной реальности такого типа.

Ясно, что это были не случайные фантазии, а был глубоко мотивированный всеми указанными причинами и вместе с тем эстетически неодолимый переход к рациональному прогнозу новой архитектуры непрерывно средообразующего характера как логическому архитектурному выводу из художественных открытий Возрождения.

Иначе говоря, тут возникло новое проектное качество, неизвестное прошлой истории изобразительного и архитектурного творчества,- качество, завещанное последующим столетиям вплоть до аналогичпых рационалистических идей современной западной архитектуры.

Переход от картин и фрески кидеальной архитектуре совершался уже в культуре Возрождения, выразившись в создании огромного числа проектов идеальных городов — архитектурных утопий будущего социального устройства (сегодня они нередко фигурируют в качестве предыстории современной архитектуры).

Comments are closed.