Формально-типологическая эстетика универсального технологизма

Развитие общественно-организационных форм выражения буржуазной архитектурно-художественной мысли, их бурный расцвет в первой трети нашего века отразили мощное давление на эту сферу политических процессов, соответствующих природе новейшего капитализма, и невозможность сколько-нибудь полноценного разрешения новых задач архитектурной практики вне типологических форм, удовлетворяющих широте новых общественных задач. В течение последней трети XIX, на рубеже XX в. произошло превращение капитализма, основанного на свободной конкуренции, в монополистический капитализм, в империализм.

Для Европы,- указывал Ленин,- можно установить довольно точно время окончательной смены старого капитализма новым: это именно — начало XX века Место разрозненных промышленных предприятий (среди которых еще в середине XIX в. насчитывалось огромное количество мелких и полукустарных) занимают тресты, картели, синдикаты, крупные банки — гигантские индустриально-экономические организации, в которых концентрация промышленности, техники и капитала, а также масштабы воздействия на материальную и духовную структуру всего общества демонстрируют невиданную прежде мощь организованного капитала как новой господствующей силы буржуазной действительности. Важнейшие политические черты этой действительности: резкое усиление индустриально-промышленного потенциала общества; расцвет форм универсального контроля капитала над всеми сферами труда, досуга и сознания людей; всеохватность товарно-рыночных отношений и товарно-вещественного принципа жизнедеятельности; тенденции к империалистическому экспансионизму и космополитизму; полное выявление черт массового общества и массового сознания как субъекта всеохватывающего капиталистического производства;

Comments are closed.