Эстетика западной архитектуры 50-70-х годов

Прогрессивные возможности такого строительства (очень быстро и вполне естественно как в социальном, так и в художественном плане возобладавшие в жилищном строительстве социалистических стран) были восприняты буржуазным сознанием откровенно панически, как атака нивелирующего механицизма на заповедную святыню частного образа жизни. Совместное интенсивное развитие указанных тенденций – не умиравшей рационалистской ортодоксии конструктивизма, демонстративно конформистского неоклассицизма и нивелирующего механицизма массового, в том числе индустриально-заводского, жилищного строительства,- уже к началу 60-х годов придало архитектурному строению и облику капиталистической жизненной среды существенно новые социально-художественные черты.

В ее общезначимости оставалось все меньше и меньше традиционных признаков беспорядочной индивидуалистичности, но зато все отчетливее и сильнее заявляли о себе черты массовой конформизации облика городов и поселков, черты объективированной общесоциальной функцио-налистичности архитектуры, т. е. зримой принадлежности каждого ее звена и каждой части к тотальности надлично-систематизирующего целого. Эстетика западной архитектуры 50-70-х годов трансформируется, осознает существо своих кардинальных проблем в границах этой обновленной социально-художественной типологии.

Меняющееся соотношение полюсов бесформенного хаоса и гармонизирующего порядка олицетворяет теперь для эстетического сознания сферу неведомой раньше ответственности за действительно тотальное формообразование архитектурной среды для многомиллионного, перемешанного и сплетенного в одном жизненном пространстве населения.

Совсем не по мерке идеальных прогнозов, а практически по-своему свершилось то, что Корбюзье, но прежде всего Гропиус на протяжении нескольких предшествующих десятилетий предлагали как максималистскую эстетическую модель для современной архитектуры.

И не случайно именно в эти годы идеал тотальной архитектуры Гропиуса прорабатывается до своей полной прогностической завершенности.

Comments are closed.