В контрастно-динамическом соотнесении своих прямоугольных плоскостей, которые на основе прямоугольной сетки координат гранили структуру открытого плана и незаметно переходили из интерьера в экстерьер и обратно, в чистоте и полной неизобразительности своих структурных элементов (в том числе цветных), из которых строилась вся композиция, он казался как бы вырезанным из обусловливающего его более широкого структурно-формообразующего контекста, незримо ощущавшегося как продолжение его основных композиционных осей. Тут представал взору как бы не дом, не изолированный архитектурный объем в традиционном понимании, а именно участок универсализированной пространственной структуры, что и являлось причиной новаторского эффекта данного произведения.

Однако Дом Шредера (вместе с поддерживающими его предшествующими проектами Стиля) остался всего лишь намеком на универсалистскую всеобъемлемость породившей его концепции. В сколько-нибудь полном объеме она не была реализована ни тогда, ни позже, так и оставшись, в основном, теоретико-эстетической утопией.

На практике весь ее максимализм был зажат изоляционистскими рамками картин или зданий. Вместе с широкими социальными претензиями конструктивизма Ле Корбюзье, тотальной архитектуры Гропиуса, органической архитектуры Райта, эстетика Стиля по-своему подтвердила несбыточность в условиях капиталистического общества сколько-нибудь общезначимой художественной интеграции всего пространства социальных взаимосвязей — даже на резко ограниченной в данном случае основе абстрактного структурализма.

Но при всем своем утопизме и идеологизме, эстетика Стиля, конечно, преломила в себе и актуальные черты рационализма новейшего производства, новой техники, точных методов науки, организационной экономичности нового жизненного уклада и т. п. Манифестация архитектурной типологичности универсального пространства в форме его неизобразительной структурной гомогенности явилась своего рода позитивным завоеванием эстетики Стиля, хотя здесь это носило характер превратного освобождения от трагизма индивидуализации.

Комментарии запрещены.