Цивилизаторский прогресс

Более близкий нам реальный пример такого универсального бытийного синтеза, реализуемого средствами архитектуры,- жизнь русской дворянской усадьбы первой половины XIX в., где архитектура жилых и хозяйственных построек, въезда, ворот, парка и садовых дорожек образовывала среди спокойной подвижности среднерусского пейзажа неподвижную структуру всех характерных проявлений помещичьего быта, материальный каркас всех, его содержательно-типологических жизненных форм. Провозглашая или возрождая пространственную специфику зодчества, эстетика современной западной архитектуры не выдумывает, а только чрезвычайно радикализирует заложенный в ней непреходящий общекультурный смысл, который следует ясно представлять себе, чтобы глубже понять, как он изменялся на протяжении XIX и XX вв. С другой стороны, понимание того, от чего, от какого исторического арсенала архитектурных функций отказывалась и отказывается авангардистская современная архитектура, весьма существенно для осознания ее собственно буржуазных, капиталистических границ. Стремительный цивилизаторский прогресс новой архитектуры всегда сопровождался тоской по той органической слитности прошлой архитектуры (например, средневековой) с человеческой, вещественной, природной и другими сторонами повседневного быта, о которых мы говорили.

Приобретая безостановочность развития, свободу от предустановленных на века канонов, поражающую технологическую эффективность, архитектура капиталистической цивилизации в то же время безвозвратно теряла нечто, какие-то важнейшие культурные завоевания исторического архитектурного прошлого.

Однако западническая апология ее действительного или мнимого новаторства сплошь и рядом заслоняет (или тенденциозно скрывает) от общественного мнения те негативные социально-художественные признаки, которые не только перешли из этого прошлого в самую что ни на есть современную архитектуру, но и всячески культивировались на разных этапах и в разных концепциях, резко тормозя подлинный прогресс ее лучших качеств в антикапиталистическом направлении.

Comments are closed.