Автор письма Б. Таут уже до войны был одним из активных членов Немецкого Веркбунда и разделял его функционалистские установки. В 1919 г., охваченный энтузиастической революционностью больше, чем кто-либо другой из его коллег, Б. Таут отказывает (вместе с Гропиусом) в значении архитектуры любым, просто утилитарным зданиям: Мы не называем это архитектурой — тысячи полезных вещей, жилищ, контор, вокзалов, рынков, школ, водонапорных башен, пожарных вышек, фабрик и т. п., одетых в заимствованные формы Напомним, что за исключением буквально единичных довоенных сооружений (Беренса, Гропиуса, Лооса) вся продукция и Веркбунда, и других организаций тоже была, так или иначе, одета в заимствованные формы (сюда, естественно, зачислялась и вся продукция Югендштиля, модерна). Так что в статусе архитектуры тут отказывалось, по существу, всему довоенному строительству,- из-за его бездуховности, изоляционистской штучности, грубого прозаизма, отсутствия в нем чаяния будущего и художественного единения со всей жизнью.

Одним словом, из-за поразительного отсутствия в нем, как теперь неожиданно открылось, чуть ли не всего того, чем только и может быть живо высокое искусство, что только и может называться им. Мы взываем ко всем тем нашим соратникам,- писал в том же воззвании Б. Таут,-…которые сознают, что все сегодняшнее есть целиком и полностью только первая утренняя заря, и кто в самозабвенном усердии готовит себя к восхождению нового солнца.

Мы взываем ко всем, озаренным верой в будущее. Всякое сильное чаяние будущего есть уже становящаяся архитектура.

Однажды суждено будет сбыться новому миросозерцанию, и тогда свершаться и его кристаллизованные знаки — свершится архитектура.

Тогда не останется никакого повода для того, чтобы ломать себе голову всевозможными банальностями о месте искусства в жизни, тогда возникнет единое искусство, которое будет освещать своим светом каждый перекресток и закоулок жизни. Обратим внимание на то, как прекрасно определен здесь центральный архитектуроцентристский принцип — всякое сильное чаяние будущего есть уже становящаяся архитектура.

Мы уже не раз говорили выше о том, насколько это справедливо для всей буржуазной эстетики архитектуры.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.