Именно их идеи будут рассмотрены в первую очередь. Архитектурный костяк объединения составляли зодчие Якобус Иоганн Питер Оуд, Корнелиус ван Эстерн, Геррит Ритвельд, Ян Вилс, Робт ван Хофф, Март Стам. Помимо них в группу входили Вильмос Хуцар (живописец), Жан Вантонгерло (скульптор), Антони Кок (поэт), а примыкал к ней еще целый ряд художников-авангардистов (в частности, режиссер Ганс Рихтер).

В период основания группы и в первые годы ее деятельности ее творческое своеобразие определялось специфическим контрастом между трезвыми практическими устремлениями ведущей группы архитекторов и преимущественно спекулятивно-философским пророчеством лидеров группы, Мондриана и Дусбурга.

Ведущий зодчий в группе, Оуд с 1918 г. и по 1933 являлся главным архитектором гор. Роттердама, руководя насущнейшими делами массового коммунального строительства. Три его осуществленных комплекса — квартал Туссендейкен (1920), поселки Хук и ван Холланд (1920-1925) и Кифхук (1925-1930) относятся к числу известных произведений коммунального функционализма 20-х годов.

При всей функциональной строгости и геометрической лапидарности этих протяженных двухэтажных построек с плоскими кровлями, гладкими плоскостями стен, прямоугольными проемами и чуть ли не пуританской чистотой общего облика архитектуры, кажется, что они имеют мало что общего с концептуальным абстракционизмом на плоском поле живописной картины, к которому пришли в то время Мондриан, Дусбург и ван дер Лек. Это были абстрактные композиции из цветных прямоугольников или линий, пересекавшихся под прямым углом, непреклонные в своем геометрическом схематизме, не заключавшие в себе ничего, кроме игры пространственно-цветовых отношений прямоугольных элементов. Цветовая шкала композиций ограничивалась чистыми тонами красного, желтого, голубого, белого и черного.

Именно такие композиции расценивались их создателями как конкретное воплощение философии универсальных отношений или эстетики неопластицизма, как ее художественные манифестации.

Комментарии запрещены.