Что касается Западной Европы того времени, т. е. вполне развитого буржуазного общества, то здесь сколько-нибудь значительные эстетические прогнозы открытой системы для архитектурно-художественного творчества уже не могли возникать вне того единства в многообразии, которое было дано в стихии промышленно-массовой капиталистической практики, ее острейших классовых антагонизмов и научного предвидения их ликвидации на путях социализма и коммунизма. Гениальный Марксов анализ прогресса универсальных отношений современной ему общественной практики приходится ровно на середину прошлого века.

Исторически в это время уже полностью вступает в силу весь тот спектр социально-универсалистских закономерностей, в том числе в их пространственно-коммуникативном выражении, о котором шла речь в третьей главе. Замечательным эстетико-художественным преломлением этого спектра стала, в частности, сложнейшая концепция синтетического художественного произведения будущего Рихарда Вагнера.

Но как показатель исторически совершенно нового этапа в конкретизации рассматриваемых идей особенно интересен тот образ будущей архитектуры, который мыслился в утопическом социализме Фурье.

Фурье исходил в построении общества гармонизма, строя согласованности из предпосылки полного расцвета в будущем трех новых страстей, извращенных механизмом строя цивилизации: разнообразящей, сцепляющей и гармонизирующей. Великолепие их расцвета выражается в трех соответствующих принципах, или очарованиях, гармонического образа жизни — в очаровании противоположности, очаровании тождества и очаровании коллективного совершенства, или согласного целого.

Буржуазная цивилизация как раз и порождает эти чувства, эти деятельные способности человека, но основной ее порок состоит в том, как глубоко и точно определял Фурье, что они развиваются ею во взлете простом, а не сложном, во взлете индивидуальном, а не коллективном, во взлете частичном, а не целостном. Как известно, сходные обвинения фигурировали в конце XVIII — начале XIX в. у большинства критиков противоречий буржуазной цивилизации.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.