Вполне трезвыми были также указания на новую миссию стеклянных конструкций и террасных композиций, как, несомненно, глубокий смысл заключался и в правильной постановке вопроса о связи со стеклянной архитектурой дальнейшего развития всей культуры зрительного восприятия человека на базе полного расцвета многоцветного, спектрального видения. Б. Таут конкретизировал эстетические основания своей программы кристаллической архитектуры в одном из последних (в собрании Стеклянной цепи) больших писем, которому сам дал название Мой образ мира. Кристаллическое формообразование преподносится тут как третье звено, связывающее крайние полосы ничто и все, так же, как цвет связывает крайность белого и черного.

Только в этом высшем триединстве принципов, по убеждению Б. Таута, обретает себя все сущее, предметно-духовное, растительное, животное и человечески-духовное, а также сама абсолютная духовность.

Деятельное проявление такого единства внутри нас и есть архитектура в ее универсальном смысле, проясняющаяся для воображения как всеохватывающий каркас построенного мира. Эта связь через форму и есть необходимый итоговый порядок.

Иным способом, как через кристаллическое понимание всего сущего, невозможно, как думал Б. Таут, прийти к тому, чтобы обрести звезду в повседневной звездчатой форме и связать ее тем самым с цветком, со снежинкой и т. д. Альпийская архитектура, понимаемая как общий каркасный знаменатель универсума, одна лишь наделяет счастьем владения звездой и придает всем людям спокойствие и ясность, необходимые для их повседневной социальной деятельности. Кое-кто из участников переписки высказывался против поисков космических и звездных прототипов для новой архитектуры, в частности, с позиций скептического позитивизма — Ганс Лукхард, а также очень определенно — Ганс Шарун, настаивавший на чисто земном общечеловеческом и индивидуально-творческом характере ее истоков.

Но большинство было во власти именно космического пафоса, во власти экзальтированного стремления найти структурный первопринцип новой архитектуры как обобщение таинственных сил вселенского устройства.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн