Это стало одним из масштабных явлений архитектуры настолько, что, по словам одного автора, без разговора о расцвете сакрального искусства в середине нашего века нельзя вообще понять духа эпохи. Сотни и тысячи новых церквей были построены г самых разных странах, причем для их создания привлекались виднейшие или наиболее модные зодчие (Ле Корбюзье, Райт, Мис ван дер Рое, Сааринен, Нимейер, Джонсон, Канделла, Кастильони, Гаррисон и Абрамовитц и др.). Поощряя в новых условиях самые авангардистски-эффектные, самые экстраординарные художественные проекты культовых зданий, церковь вместе с тем тенденциозно противопоставляла эту архитектуру машинизированности и пустынности города, серой будничности мест проживания отчаявшегося человека, т. е. опять-таки выступала поборницей социальной исключительности архитектуры, создававшейся талантом тех же самых зодчих.

В сравнении с храмами современное светское строительство еще более резко отличается от своих исторических прототипов как по форме, так и по непосредственному функциональному назначению сооружений. Крупнейшие заводы и исследовательские комплексы, небоскребы монополистических управлений, банки, роскошные отели и частные виллы, районы дорогостоящих квартир, здания крупнейших частных издательств, радио — и телевизионных компаний и т. п.- таковы нынешние дворцы капитала, символы его богатства и власти, кичащиеся, как и века назад, своим неизмеримым превосходством над низменной вульгарностью простого строительства.

Их классовая статусность и престижность, лоск формализованной представительности, часто громадные размеры, сверкающая роскошь используемых материалов и оборудования интерьеров, изоляционистское противостояние городскому хаосу, стилистическая рафинированность и подчеркнутый эстетизм демонстрируют и в XX в., хотя и на новый лад, атрибуты извечной социальной типологии архитектуры сильных мира сего.

В 1956 г. Зигфрид Гидион писал, что в США почти 80% зданий возводятся без участия архитекторов.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн