Художественное переживание современности

В отрицательном плане она истолковывалась и истолковывается реакционно-романтическим или ортодоксально-буржуазным сознанием как эпоха бесплодного разрыва со всем прошлым и будущим. Но в плане позитивном живой современностью стала абсолютизация динамизирующего значения радикально-новых факторов и аспектов обобществляющейся индустриалистической действительности.

Не принимая во внимание эстетической остроты этого сознания, трудно вообще что-либо понять в характерной идейной и формотворческой экстатичности авангардистского искусства. Она и есть внутренняя одержимость почти всех художников и теоретиков искусства этого времени прогностическим смыслом новаторских черт жизни.

Это касается и провозглашения революционности важнейшим отличительным признаком переживаемого исторического периода как времени сбывающихся и грядущих радикальных перемен. Действительно, в эти десятилетия совершаются революции в науке и технике (распространение электрической энергии, открытие радиоактивности и структуры атомного ядра, создание теории относительности и др.), в технологии производства (например, внедрение конвейерного процесса), в средствах передвижения и коммуникации (изобретение автомобиля, самолета, радио, кино).

Накаляется революционная ситуация, и мировая война завершается грозным валом социалистических революций конца 10-х годов. Революция, в том числе революция архитектуры, повсеместно провозглашается в авангардистском искусстве.

В соответствующем эстетическом переживании современности можно выделить по крайней мере следующие три существенных аспекта. Собственно апология настоящего в виде абсолютизации того или иного социального феномена, порождаемого развитием обобществляющегося крупного индустриального производства и относящегося к сфере науки, техники, материальной практики, а иногда и политики.

Решающая роль при этом принадлежит факторам из области новых производительных сил и научно-технического прогресса.

Comments are closed.