Апология настоящего момента как единственно живой реальности, презрение ко всем ранее достигнутым уровням мастерства и производительности целиком связана с тем, что именно буржуазия… создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые, с тем, что она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы. Восприятие индустриалистской современности как высшего достижения и первого показателя созидательной мощи человека (в том числе в сфере искусства) сохраняется в таком цивилизаторском значении вплоть до наших дней, до аналогичного воспевания электронных, кибернетических или космических успехов новейшей научно-технической революции.

Обе названные выше стороны современности сплетены в одно внутренне-противоречивое мировоззренческое целое, и именно это сплетение апологетических и критических устремлений делает современность глубоким принципом духовной жизни человека XIX и XX вв. Переживание современности как свершенной остроты индустриалистского настоящего и вместе с тем как незавершенности протекающего момента жизни, каждый раз уносящего личность от всего прошлого к неведомому будущему, исполнено истинного драматизма.

Дерзость отрицания отживших исторических канонов, дерзость победы реальной жизни и созидательных ценностей творчества над всевозможными социальными призраками неотделима от кризисного переживания разрыва исторических связей, беззащитности культурного арсенала перед натиском безжалостной конъюнктуры.

Точно так же и демонизация производственного могущества человека неотделима от ощущения его уносимости безостановочным потоком времени и трагической несоизмеримости грядущего образа мира с любой индивидуальной активностью. Фетишизм современности по природе своей одновременно глубоко рационален и столь же глубоко иррационален; настолько же твердо опирается на реализм каждый раз сбывшегося утилитарно-производственного настоящего, насколько без конца подрывается его односторонностью и частичностью по отношению ко всему прошлому и будущему культуры.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.