За последние двадцать лет, говорил он, в Соединенных Штатах выдвинулось большое число одаренных архитекторов, привлекших к себе внимание художников из других стран. Но когда любознательность приводит их на нашу землю, чтобы своими глазами увидеть новые творения, их затопляет всевозрастающая безобразность целого, которую их взор находит раньше того, как им выпадет случай найти объект своего интереса в этом безбрежном и аморфном окружении. Это и есть сфера господства крайнего хаоса; то отсутствие органически согласованной картины в целом, которое порождает лишь глубокое разочарование, а не проблему различения индивидуальных методов творчества.

Со свойственной ему точностью Гропиус назвал и основные социальные причины, снова и снова порождающие хаос бесформенности.

Это, во-первых, торгашеский дух и культ финансовых вознаграждений, разъедающие нравственную атмосферу творчества.

Во-вторых, отсутствие общественного идеала, конкуренция и индивидуализм, которыми отравлено сознание всякого преуспевающего художника.

В-третьих, фетишизация средств в ущерб целям, в том числе средств научно-технического прогресса и средств искусства для искусства.

Наконец, в-четвертых, эстетическая неразвитость публики, общественного мнения, их полная индифферентность к художественным проблемам и качествам архитектурной среды.

Все эти причины, без сомнения, социально-типологичны. Однако существует еще один эстетически-общезначимый план этой архитектурной практики, который в данном случае был обойден Гроппусом.

Это — план энтропийного разрушения застылости, неподвижной конформности устаревших форм архитектурной типологии, план стихийного разложения их символизма, оказывающегося в противоречии с беспрестанным процессуальным обновлением товарно-индустриалистского уклада жизни, со стихийным порождением все более сложных, динамичных и дифференцированных структур социальных процессов.

Ведь, строго говоря, энтропийная энергия выброса в практику все более дифференцируемых элементов для созидания и может быть названа собственной энергией роста производительных сил в мире капитала.

Комментарии запрещены.