Устранение техницистского фетишизма

Неизбежное устранение техницистского фетишизма, нарастание коммунистических тенденций современной передовой художественной культуры, приближающих торжество подлинно универсального присвоения людьми всего богатства своей общественной сущности, все более интенсивно обесценивает тот пафос современности, который существует на Западе в XIX и XX вв. на одностороннем и трагически-противоречивом основании. Маркс писал, что с развитием универсальных потребностей и способностей человека, ростом его господства над силами окружающего мира, а также собственной природы выявление творческих дарований человека не будет сковываться никаким заранее установленным масштабом, кроме великого культурного масштаба всего предшествовавшего исторического развития, который предполагает возможность развертывания человека во всей целостности По сути дела здесь речь идет об идеале коммунистического общества, который по мере развития этих процессов все больше начинает играть роль непосредственного созидательного масштаба общественного прогресса. Признаки этой многозначительной перемены наглядно выражены в новейшей архитектуре Запада.

И в XIX и XX вв. были периоды, когда больше всего любили прошлую архитектуру.

Теперь наступило время любви к будущей архитектуре.

И нам все больше открывается преходящий смысл самых впечатляющих символов авангардистской архитектуры как знаков, отмечающих лишь исходный рубеж громадных исторических преобразований. Полемика, с одной стороны, коммунистического будущего с самодовлеющим настоящим, а с другой стороны, осознание узости настоящего в сравнении с несметным культурным арсеналом всей минувшей истории человечества — едва ли не самая драматичная черта современной художественной ситуации.

Comments are closed.