С другой стороны, скажем, научно-техническая неразвитость непрерывных пространственных структур комбинаторного типа до сих пор не может вывести преобладающий объем сборного домостроения за типологические рамки элементарных коробок — как бы свободно их ни компоновали в пространстве, рассчитывая только таким, внешним способом добиться новаторского художественного эффекта. Глубоко раскрытая Марксом диалектика опредмечивания человека и очеловечения природы играет в архитектуре совершенно особую роль в силу обнаженной материально-конструктивной специфики ее форм, а также ввиду ее непосредственно-созидательной функциональности. Как построенное средствами науки и техники неорганическое тело общества и как система пространственных коммуникаций, обеспечивающих всю его производительную жизнь, архитектура в большой мере прямо и наглядно, а не только косвенно, отражает своими произведениями организующую первичность способа производства материальных благ.

Только испытывая невыразимую радость перед физическим миром,- писал в прошлом веке об одном из условий возрождения истинного искусства композитор Р. Вагнер,- человек может использовать его для искусства, только благодаря физическому миру у него может возникнуть желание создать художественное произведение.

Освобожденная от бремени излишних вещественных масс и от того насилия над правдой материала, которое процветало в лживо-орнаментальной художественной промышленности XIX в., физическая материя формы заново раскрывается лучшей современной архитектурой Запада в гармонии собственной меры.

Мы говорим современная архитектура, интуитивно подразумевая при этом содержание, аналогичное смыслу таких широко бытующих выражений, как современная живопись, современная режиссура, современный стиль, современный взгляд на вещи и т. п.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.