Современность как конкретное идейно-эстетическое качество архитектурного творчества

Для понимания эстетических установок, скажем, всего творчества Гропиуса, Ле Корбюзье или Мис ван дер Рое этот момент является вообще одним из центральных. Что же говорить тогда об одиозно-реакционных эстотических чаяниях насчет предустановленного конструктивного порядка вещей, которые в массовом буржуазном сознании последних двух столетий были и остаются выражением наиболее косных и мрачных вожделений старого миропорядка? В том же Восемнадцатом брюмера Маркс отмечал, что в июньские дни поражения революции 1848 г. девиз старого мира: Собственность, семья, религия, порядок — объединил все контрреволюционные силы в одну партию порядка против класса пролетариев — партии анархии, социализма, коммунизма.

Не боясь преувеличений, можно утверждать, что вполне определенные типы архитектуры в XX в. также адекватно соответствовали принципу собственность, семья, религия и порядок. Подчас это — низкие образцы в сравнении с образцами творчества корифеев.

Однако, как бы это ни смущало некоторых, между теми и другими не существует непроходимой пропасти. И так же как реакционная охранительность идеалов предустановленного буржуазного порядка вещей прекрасно уживалась с неукротимой товарно-производительной экспансией современного капитализма, так и конкретные архитектурные системы порядка через конструктивную гармонию по существу очень мало противоречили прогрессу индустриалистской современности.

Обостренное художественное переживание современности есть своеобразный духовный комплекс — одновременно мировоззренческий, психологический и творчески-побудительный, в котором проявляются характер и сила непосредственного эмоционального отклика художника на зов эпохи. Для мировосприятия творцов новой западной архитектуры современность — это начавшаяся с первой половины XIX в. и неизвестная всей предшествующей истории гиперболизация технологически-созидательного динамизма производительных сил общества.

Comments are closed.