Современность искусства модерна на рубеже XIX-XX вв

Современность искусства модерна на рубеже XIX-XX вв. стала современностью символов, если так можно выразиться, оптимистически-агрессивного прибежища. Представление о катастрофическом прогрессе, о трагически-парадоксальном развитии, в котором колоссальная мощь производительных способностей человека переплетается с иррациональной агрессивностью их слепого проявления в стихии массового общества, пожалуй, наиболее социологически точно выражает объективное содержание этого психического состояния Не случайно именно такое ощущение современности в авангардистском искусстве конца XIX — начала XX в. совпадает с переломной эпохой новейшей истории, когда развитие монополистического капитала и гигантских индустриальных образований вплотную подводит капитализм, как писал Ленин, к самому всестороннему обобществлению производства, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу. С этим и связано в конечном счете рождение нового понимания социокультурной современности, соответствующего эпохе развитого капиталистического общества.

Принципиальный и стремительный поворот буржуазно-авангардистского художественного сознания к антитрадиционному формотворчеству совершается как раз в те три-четыре десятилетия рубежа XIX-XX в., когда влияние обобществляющегося машинного индустриализма и империалистических противоречий на окружающую действительность и на человека становится подлинно всепроникающим, когда характер и результаты этого влияния принимают формы, сопоставимые с универсальностью эстетического сознания. Все предшествующее развитие признаков художественной интерпретации современности таким основанием не располагало, теперь же оно было налицо.

Comments are closed.