Исчезая в конкретных признаках новой художественной реальности, эти творческие идеи воплощаются в совокупности некоторых императивных принципов и черт новаторской системы формообразования, которую архитектор-художник видит и предлагает всем как форму самой жизни. Рассмотренная в таком всеобщем виде мировоззренческая апологетика современности есть содержание как бы цивилизаторского монизма современной архитектуры, практическое и идеологическое одновременно. На этом уровне соответствие художественных форм новой архитектуры социальной природе индустриально-развитого капитализма обнаруживается как бы само собой, как их взаимно-формализованное тождество.

Строя заводы и исследовательские лаборатории, небоскребы, аэропорты и автотрассы, торговые и выставочные сооружения, стандартно-механизированные комплексы, наделяя их внешний облик ярко выраженной технологической тональностью, капиталистическое общество смотрится в них и восторженно узнает в них себя в соответствии с органичными, но абстрактно-всеобщими законами эстетического освоения действительности.

Тут речь идет, следовательно, о символическом выражении современности в образах ее архитектуры.

Символ (даже художественный) отличается от содержательно-неисчерпаемой художественной образности подчеркиваемым в нем замещением и олицетворением некоего однозначного смысла.

Для массового сознания буржуазной цивилизации, так же как и для самых рафинированных его адептов, современная художественная форма (здания, автомобиля, кинофильма и т. д. и т. п.) выступает прежде всего как организованная совокупность символических знаков или как целостный символ-знак, интуитивно и кратчайшим образом соотносимый с актуальной для всех совокупностью признаков достигнутого цивилизаторского прогресса (актуальной предметности, конструктивности, ритмичности, энергетичности и т. д.). Социально-художественный монизм понимаемой таким образом современной архитектуры есть не трудно достижимая художественная цель, а всего лишь насущный хлеб формализованного эстетического сознания, который добывается для всех, всегда и немедленно.

Комментарии запрещены.