Пространственно-временная структура формы

В это представление входит в качестве одного из исходных моментов визуальный реализм современного освоения материала формы — потребность чистого выявления выразительных потенций уникальной физической природы материала, радикальный протест против идеологизированного иллюзионизма в способе формальной интерпретации объекта эстетического чувства. Вследствие этого подчеркнутый технологизм и рационализм формы начинает цениться как важнейший эмоционально-выразительный атрибут современного искусства. Далее, формообразующая типология современности в авангардистском искусстве и архитектуре включает в себя глубокую трансформацию свойств художественного пространства, времени и движения как важнейших онтологических характеристик образных моделей действительности.

Пространственно-временная структура формы утрачивает черты вечности и статичности, динамизируется соответственно тому, как из его основания исчезает мифологическая антропоморфность и религиозно-теологическая предустановленность, а на первый план выходит индивидуально-личностная дифференциация общей картины мира.

Наконец, усиливается типологическое значение открытых и непрерывных систем художественного формообразования (в противовес господствовавшим ранее закрытым и штучно-изоляционистским системам).

Внутренние композиционные механизмы и границы формы размыкаются под давлением могучих универсалистских тенденций общественной практики, насыщаются максимальным числом контрастно-поляризованных признаков окружающей реальности.

Со всеми этими и другими принципиальными гранями формообразовательного осмысления современности мы подробнее познакомимся в дальнейшем на материале эстетических концепций западной архитектуры конца XIX — начала XX в. Их специальное теоретическое содержание, их идейно-художественная направленность и есть, собственно, не что иное, как страстные композиционно-типологические гипотезы формального разрешения основных проблем и противоречий, воздействовавших в это время на искусство архитектуры.

Comments are closed.