Призраки прошлого

В последующих главах нам придется более конкретно рассматривать целый ряд аспектов влияния художественного прошлого на развитие эстетики современной архитектуры. Однако один существенный аспект общего активного влияния прошлого на генезис современной архитектуры Запада необходимо отметить именно здесь.

Речь идет об огромном идеологическом воздействии всей той западной духовной традиции, внутри которой композиционно-конструктивные формы всех видов искусства — но в наибольшей мере архитектуры, музыки и живописи — всегда прочитывались общественным сознанием в нерасторжимой внутренней связи с идеей гармонического конструктивного порядка мироздания. Обе основные ветви этой духовной традиции: научно-рационалистическая и религиозно-теологическая — тянутся от античности, через средние века и эпоху Возрождения в XIX и XX вв. Порой они тесно переплетались друг с другом, и идея предустановленности такого порядка дополнялась и со стороны науки и со стороны религии.

Особенно мировоззрение европейского средневековья и его искусство акцентировали в этой традиции принцип божественно-центрированной и иерархически субординированной упорядоченности конструктивного целого.

От всего этого неотделим скрытый или явный, но всегда необычайно действенный архитектурой всей этой традиции — представление о целостных формах архитектуры как о воплощенных структурах устойчиво-гармонизованного бытия и сознания.

Несовместимость такого порядка с деструктивным хаосом, скрытая останавливающая ритуализованность и овеществленность частей внутри подобного целого, его конформирующая активность и т. п.- таковы основные грани этого идеала, который сохранил все свое значение и для буржуазного художественного сознания XIX и XX вв., в том числе и для большинства лидеров новой архитектуры. В отличие от их непримиримой оппозиции к архаизирующему стилизаторству эта историко-культурная традиция изнутри поддерживалась и их собственным творчеством.

Comments are closed.