Пренебрежение к специфике обрабатываемого материала

Правда, самому Хрустальному Дворцу Пэкстона, с его небывалой солнечной пространственностью, образованной ажурным каркасом и сплошным остеклением, по праву выпала честь стать символом грядущей архитектуры. Что же касается всей огромной массы промышленных экспонатов, среди которых львиную долю составляли всевозможные вещи для быта, то их внешний вид, способ создания формы, их эстетические достоинства стали поводом для самых горьких и язвительных суждений, глубоких социально-критических выводов, констатировавших враждебность капиталистического машинного производства правдивому художественному творчеству, подлинному вкусу и красоте.

На этом примере хорошо обнаружилось, что означало тогда для буржуазии и мещанства упоение современностью машинного прогресса в сфере художественной промышленности. Полнейшее пренебрежение к специфике обрабатываемого материала, низкопробная изобразительность в облике вещей, вычурная сложность лепнины на них, обязательная обильная орнаментация, помпезность или слащавая сентиментальность рисунка и форм — вот что являли взору сотни столов, люстр, обоев, ковров, образцы металлической и стеклянной посуды, а также различные орудия труда, заполнявшие помещения Хрустального Дворца.

Негодующая, непримиримая к этой интенсивно размножавшейся машинной фальши, эстетическая критика Джона Рёскина вошла в предысторию современной архитектуры в качестве одного из отправных пунктов движения за новый реализм.

Другой, гораздо более трезвый ее провозвестник, известный архитектор Готфрид Земпер (принимавший деятельное участие в разработке экспозиционного плана Всемирной выставки) писал, как о постыдном признании, что большинство вещей (на выставке.- В. Т.) представляет собой путаное смешение форм или ребячливые пустячки…

Нетрудно… привести доказательства того, что современные условия неблагоприятны для художественной промышленности и безусловно опасны для традиционных видов чистого искусства.

Comments are closed.