В вышедших у нас книгах М. Рагона Города будущего и А. Рябушина Футурология жилища за рубежом представлена лишь небольшая часть тех проектов, в которых авангардистское воображение пытается схватить мысленным взором небывалое конструктивно-строительное будущее зодчества конца века. И надо признать, что при всех технических или утопических издержках этих архитектурных образов они во многом эвристичны, творчески плодотворны.

В специальной (отечественной и зарубежной) литературе нередко можно встретиться с утверждением, будто наряду с новой технологией строительства вторым равноправным источником зарождения современной архитектуры является развитие новой функциональной типологии, т. е. таких новых типов сооружений, как фабрики, большепролетные павильоны, железнодорожные вокзалы, многоквартирные дома, аэропорты и т. п. С этим трудно согласиться. Уже в XX в. в разных промышленных странах воздвигались сотни железнодорожных вокзалов, исследовательских комплексов, выставочных залов, зданий административного назначения, больниц, многоквартирных домов, кинотеатров и т. п., оформленных по способу доиндустриального, ремесленного строительства, по его композиционным и стилистическим канонам.

В известные периоды подобное строительство даже доминировало в архитектурном представительстве той или иной страны (скажем, США, Германии или Италии).

В таких случаях новые функциональные типы сооружений свидетельствуют лишь о регрессивной консервации или неразвитости научно-технического способа производства в значении универсального производительного принципа. Композиционная типология любой архитектурной формы всегда производна от господствующих форм общественной жизнедеятельности, и если эти формы не адекватны главным производительным особенностям научного и индустриального прогресса, никакие новые функции не в состоянии вывести область строительства за старые пределы.

Так, стеклокаркасная техника строительства только на высокой ступени своего массового освоения радикально видоизменила типы промышленных или исследовательских зданий.

Комментарии запрещены.

Архитектура
Графика и дизайн