Ясно, что во всех таких случаях мы фиксируем определенный смысловой план, выходящий в своем широком социальном значении за ограниченные пределы собственно капиталистической практики. В то же время в самой этой практике, и в частности в исследуемой нами области буржуазной архитектуры и ее эстетики, современный стиль — это прежде всего общий художественный знаменатель всех форм, порожденных рационалистическим прогрессом технического века и индустриального общества.

Начиная со второй половины прошлого века, когда появились первые символы этого прогресса (подобно Эйфелевой башне) и вплоть до распространенной теперь рационалистической архитектуры центров промышленного бизнеса, индустриальных и транспортных сооружений, выставочных и спортивных комплексов и т. п., именно формально-технологическое совершенство, технический блеск формы и апологетическая демонстрация нетрадиционных материально-конструктивных возможностей формообразования составляли и составляют на Западе основу художественной выразительности современной архитектуры. В конечном счете как раз в этом смысле утверждают понятие современного стиля в архитектуре и художественной промышленности общепризнанные на Западе теоретики: H. Певзнер, Гидион, Р. Бэнем, А. Уиттик, П. Франкастель, Ю. Ёдике, а также такие широко известные критики эстетики техницизма, как Л. Мамфорд, Г. Андепс или Г. Зедльмайр.

И архитектурно-художественная практика и эстетические идеи такой современности целиком и полностью соответствуют общей социальной природе капиталистического способа производства, с его пафосом голой товарно-индустриалистской производительности и самоценным превознесением ее важнейших семантических символов: машины, техники, технологической организованности, рационалистической ясности, конструктивного совершенства и т. п. Подлинные социальные функции этого фетишизма, этого обожествления техники, в том числе в сфере искусства, не раз разоблачались в целом ряде работ (наша развернутая критика этой идеологии и эстетики дана в книге Прометей или Орфей. Искусство технического века).

Читайте так же:

Комментарии запрещены.