Формальный эстетизм

Точно так же в разное время объявлялись устаревшими, отжившими, недействительными эстетические идеи и Морриса, и Лооса, и Мутезиуса, и Дусбурга, и Райта, и того же Ле Корбюзье, и Гропиуса, и Б. Таута, и Мис ван дер Рое — т. е. всех корифеев, чьи отдельные произведения переставали удовлетворять принципу и требованию сиюминутной символизации только данного этапа изоляционистского противостояния хаосу Элементы современной архитектуры зарождались в середине XIX в. одновременно с бурным развитием промышленных городов, когда общественному взору предстала изнанка капиталистического прогресса, и в том числе ужасающие жилищные условия пролетариата, кошмарность архитектурного облика его поселений. Как известно, в XIX в. именно бесчеловечная явь рабочих поселений, кишащих живым людом мрачных трущоб без света, вентиляции и канализации, служила отправным пунктом самых острых разоблачений эксплуататорской сущности капитализма. Молодой Энгельс с горячим сочувствием и в то же время строго документально описал тогда эту чудовищную архитектурную участь миллионов наемных рабов капитала в вышедшей в 1845 г. знаменитой работе Положение рабочего класса в Англии.

Обобщая результаты почти двухлетних странствований по рабочим районам и пригородам промышленных городов страны, в которой чудеса цивилизации были представлены наиболее впечатляющим образом, он писал, что в этих жилищах могут чувствовать себя хорошо и уютно только люди вырождающиеся, физически опустившиеся, потерявшие человеческий облик, интеллектуально и морально дошедшие до состояния животного.

Это относилось не только к стихийным скопищам трущобных лачуг, но и к районам рабочих коттеджей, специально возводившихся застройщиками-предпринимателями.

Comments are closed.