Именно такой острой противоречивостью было отмечено сознание круга авангардистских художников рубежа XIX-XX вв., своеобразие творческих устремлений которых было впервые обозначено уже эстетическим понятием современность — понятием модерн. Речь идет о круге венских модернистов, в который входили такие крупные таланты, как архитекторы Вагнер, Лоос и Ольбрих, художники Климт, Кокошка, Альтенберг (последний был также ярким писателем), литераторы Гофман-сталь, Тракль, Кафка и композитор Шенберг. Понятием модерн было вскоре обозначено не одно какое-нибудь направление, а широкое художественное течение.

При всей талантливости многих его представителей, оно явилось выражением глубоко кризисных и реакционных процессов в духовной культуре буржуазного общества на рубеже XIX и XX вв. Ни одна характеристика творчества упомянутых сейчас художников (как и их единомышленников в других странах) не обходится без констатации у них драматического, нередко трагического конфликта между оптимизмом антиканонического открытия реальности, освобождения художественного языка от пут лживо-украшательской буржуазной моралистки и кризисным сознанием безысходности надежд на подлинное очищение человека перед тотальностью анонимного зла и обнажающихся социальных антагонизмов массового общества. Распад Австро-Венгерской монархии воспринимался этими художниками как историческое банкротство всего преступно изукрашенного старого мира и питал их авангардистские чаяния в отношении новой чистоты художественной формы.

Счастливое ощущение сказочного расцвета творческих сил личности сталкивалось с трагическим предчувствием небывалых катаклизмов современности, близкого рокового часа истории, который, как казалось, приведет от гуманизма к состоянию массового зверства.

Напомним, что речь идет о времени, предваряющем катастрофу первой мировой войны.

Этот духовно-личностный комплекс и составлял художественное самосознание первого модернизма.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.