Человечность и жизненность духовно-неисчерпаемого искусства

Как бы ни была сильна еще в искусстве технологическая современность, как бы ни упивалась она своей собственной полуторастолетней историей, ей не по силам справиться с громадностью заново открывающихся перспектив для сознания и творчества человека. У передовой гуманистической эстетики есть все основания для такого вывода.

Подлинная человечность и жизненность духовно-неисчерпаемого искусства никогда не может быть измерена лишь сиюминутным критерием современности. Это тем более справедливо по отношению к великому реалистическому искусству XIX и XX вв., которое раздвинуло мир человека до широчайших пределов и с полным правом может восприниматься как сознательный культурный противовес узости любой капиталистической конъюктуры, Искусство Брамса, Чайковского, Толстого, Достоевского, Чехова, Бодлера, Малера, Блока, так же как Чаплина, Фолкнера, Феллини или Бергмана, не укладывается в энтузиастическую апологию современности, хотя оно тоже отвечает на ее вопросы и развивается одновременно с новой архитектурой.

В сопоставлении с этим искусством сковывающая зависимость рассмотренных выше признаков от односторонне-рационалистических идеалов выступает особенно наглядно.

Причем этот контраст не может быть снят ссылкой на значение функционально-технической основы архитектуры.

О многих мастерах современной архитектуры, таких, как Лоос, Дусбург, Ле Корбюзье, Мис ван дер Рое, никак нельзя сказать, что они наступали на горло собственной песне.

Но, конечно, отсюда совсем не следует, что, скажем, между новой западной литературой и новой архитектурой нет ничего общего, что соотнесение преимущественно человековедческого и преимущественно технологического пафоса дает нам лишь взаимоисключающие принципы художественной практики двух последних столетий.

Это не так. При всей своей специфике подлинно современная архитектура, как и прогрессивные течения во всех видах искусства, тоже вырастает из борьбы с лицемерием буржуазно-торгашеских мерок жизни и их эстетического выражения.

Comments are closed.