Сколько-нибудь специальное рассмотрение этой так называемой контрреволюции архитектуры 50-60-х годов выходит за рамки данной работы. Отметим только, что и это движение, прошедшее под флагом нового брутализма, не привело к переводу динамического беспорядка больших городов на рельсы всеохватывающей и жизнеспособной художественной самоорганизуемости. Это было отчетливо констатировано самими западными критиками данного движения, да иначе это и не может быть при сохранении исконной социальной раздробленности капиталистического города.

Однако положение существенно изменилось в том смысле, что усугубление динамики городской среды в последние два-три десятилетия все-таки неуклонно ведет авангардистское архитектурное творчество на Западе по пути изыскания неортодоксальных динамически-интегративных пространственных композиций.

Правда, это относится прежде всего к экспериментальным объектам, к неосуществленным проектным предложениям и к откровенным утопиям завтрашних городов. Именно из ситуации бесформенного хаоса капиталистического города вытекает закономерность периодической смены этапов энтропийного, эклектического, индивидуалистически-произвольного разброса форм и внешне противоположных этапов их рационально-механистического упорядочения и тотальной конструктивизации, вплоть до крайнего конформизма.

По существу все подлинно творческие открытия в истории современной архитектуры Запада и ее эстетики так или иначе связаны с объективной историко-художественной остротой проблем хаоса и порядка в современном формообразовании жизненной среды.

Однако, как правило, буржуазная архитектурная мысль ограничивает значение этих усилий то самоценной символизацией индивидуализма, свободы, то, напротив, порядка, безличного стандарта, конформизма. Поскольку же на каждом новом этапе такие символы каждый раз оказываются новыми, то как эта теория, так и адекватная ей практика легко отбрасывают старые образцы преодоления хаоса, наподобие того, как Э. и П. Смитсоны объявляли утратившей свое значение эстетическую концепцию Ле Корбюзье.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.