Возникновение и развитие охраны памятников архитектуры в дореволюционной РоссииДо XVIII в. в России не сознавали исторической важности памятников старины и значение придавали только их практической ценности, о чем свидетельствуют немногочисленные документы того времени, относящиеся, главным образом, к находимым кладам. Новое отношение к древностям и редкостям появилось только на рубеже XVIII в. Оно отразилось в первых указах Петра I (Именной указ Петра I от 13 февраля 1718 г.). Последовавший вскоре указ от 11 июля 1718 г. относился уже непосредственно к археологическим находкам: О размере вознаграждения за вырытые из земли археологические предметы, с приказанием делать чертежи, как что найдут. Первое попечение специально о памятниках зодчества встречается в синодском указе 1759 г.: О присылке планов в Синод на монастырский и церковныя здания (П. С. 3., т. XV, ст. 10975).

В 1771 году вышел еще сенатский указ О снятии уездных планов с надлежащею верностью и о включении в экономические журналы замечаний о древних курганах, развалинах; пещерах, островах и других признаках (П. С. 3., т. XIX, ст. 13593).

Вот и все проявления заботы о материальных памятниках старины, которые мы находим в законах XVIII в., из них всего один указ, относящийся непосредственно к памятникам архитектуры, и то только церковным.

Основная же масса старинных зданий переделывалась, уничтожалась и была безвозвратно потеряна. В начале XIX века попытка охраны археологических и архитектурных памятников (выделяемых уже в особую категорию) была сделана в связи с присоединением Крыма с его археологическими сокровищами, восходящими еще к VII в. до н. э. Повеление 1805 г. и Указ 1806 г. (П. С. 3., т. XXIX, ст. 22054) были направлены против расхищения, разрушения и отправки за границу древних редкостей.

Предполагалось издать описание с рисунками всех древних памятников Крыма.

Эти меры были приняты по настоянию некоторых ученых. В 1826 г. был издан указ О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении разрушать оныя (П. С. 3., 2 Собр.

, т. I, ст. 704), в котором повелевалось собрать сведения о древних зданиях и об, их состоянии.

А указом 1827 г. О сохранении древних зданий по губерниям (П. С. 3., 2 Собр.

, т. II, ст. 1613) губернаторам было предложено, в случае исправления древних зданий, согласовывать это с Министерством внутренних дел, в ведении которого в XIX в. находились древние памятники.

В 1854 г. наблюдение за сохранностью древних зданий было вменено в обязанность строительным и дорожным комиссиям. Вторая половина XIX в. характеризуется в Европе повышенным интересом к памятникам архитектуры и археологии и стремлением оградить их от уничтожения.

В России в это время возникает ряд научных обществ, ставивших своею целью сохранение памятников архитектуры. Официально делами охраны памятников ведала созданная в 1859 г. Императорская Археологическая Комиссия, предложившая проект охраны памятников старины, для рассмотрения которого была собрана в 1876 г. специальная комиссия.

Проект осуществлен не был. В 1904 г. под давлением общественности была создана при Министерстве внутренних дел особая комиссия для выработки положений по охране памятников.

Разработанный комиссией в 1911 г. проект Положения об охране древностей также не был утвержден, так как ущемлял права частной собственности. Таким образом, в царской России не было законодательства по охране памятников архитектуры (не считая статьи 91 Устава Строительного).

Но прогрессивной общественностью была уже выдвинута задача его создания и проведения инвентаризации всех памятников архитектуры, без которой невозможна их охрана.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала предпосылки для создания системы охраны памятников на основе учения В. И. Ленина о роли наследия в строительстве социалистической культуры. Декретом от 5 октября 1918 г. О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины…

все памятники культуры были объявлены народным достоянием и взяты под государственную охрану. Ремонт или переделки памятников запрещались без разрешения Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

В июне 1918 г. была организована Всероссийская комиссия по реставрации, замененная в 1924 г. Центральными реставрационными мастерскими. Этими двумя учреждениями были созданы основные методы учета и реставрации, принятые в нашей стране.

Великая Отечественная война нанесла тяжелый урон нашему культурному наследию.

После войны работы по реставрации приняли огромный масштаб и потребовали проведения большой исследовательской работы. В 1948 г. был принят закон Об улучшении дела охраны и реставрации памятников архитектуры, а в 1949 г. издана Инструкция о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, закрепившая законодательно разработанную методику.

К этому времени встали новые задачи, связанные с реконструкцией исторически сложившихся центров городов, где сосредоточились памятники культуры.

Для организации охраны памятников в этих сложных условиях, еще в Инструкции 1949 г., появилось понятие охранных зон и зон регулирования застройки, а в Строительных нормах и правилах (1966 г.) вводится еще одно понятие — объединенных охранных зон, включающих отдельные районы, площади и улицы, представляющие единое градостроительное целое. Вот те градостроительные меры, которые предлагаются для охраны памятников в процессе реконструкции городов.

Нет еще ни четкого определения самого понятия охранных зон, ни критериев для назначения их границ и режима.

Нет, и определения понятия памятник архитектуры, которое в настоящее время приобрело градостроительный характер.

Зародившись в России в начале XVIII в., идея охраны памятников архитектуры прошла сложный путь развития; выразилась после Октябрьской революции в создании советской реставрационной школы с научно-разработанной методикой охраны и реставрации отдельных памятников архитектуры и в настоящее время поднялась на качественно новую ступень, приобретя градостроительный характер. Разработка методики градостроительных мер охраны архитектурного наследия в процессе неизбежного обновления городов является актуальной задачей.

Комментарии запрещены.