Рост пассажироперевозок и структура пассажирского зданияПроцесс концентрации населения в городах, в особенности в промышленно развитых странах мира (Англия — 80%, США, Франция, ФРГ — 60-70%), чрезвычайно интенсивно в послевоенный период приводит к стремительному росту пассажироперевозок, которые увеличиваются в основном за счет местных и пригородных поездок, составляющих 85-90% всех перевозок транспорта (исключая городской). Со временем радиусы местных и пригородных перевозок увеличиваются, а время, затрачиваемое на поездки, с увеличением скорости движения и частоты часовых отправлений транспорта, сокращается. Процесс увеличения пассажиропотоков сопровождается таким же стремительным развитием техники транспорта.

Транспортные средства по их вместимости все более определенно распадаются на две основные группы — большую и сверхбольшую (100-3000 человек) для магистральных внутренних и международных трасс и малую (4-50 человек) для обслуживания поездок малого радиуса, со скоростями движения соответственно (150-1200 км/час и 60-120 км/час). В связи с повсеместным увеличением перевозок местного характера особое развитие получают мобильные виды транспорта с небольшой емкостью транспортных единиц, а именно, вес виды автомобильного и воздушного транспорта.

В странах с большим количеством водных путей (, Англия, Япония и т. д.) значительный практический интерес вызывает новая техника водного транспорта — суда на подводных крыльях и суда на воздушных подушках, последние в перспективе могут ликвидировать сезонность в перевозках речного и морского флота.

Большая часть мировых пассажироперевозок осуществляется легковыми автомобилями, парк которых из года в год интенсивно увеличивается.

Так, в США на долю легкового автомобиля в пассажироперевозках страны приходится 91%, в Англии, Франции, ФРГ, Италии и скандинавских странах 60-70%. Затем следует воздушный и автобусный транспорт.

На долю железнодорожного транспорта приходится от 2% (США) до 15-20% (Европа).

В Советском Союзе пока наблюдается обратное явление — 50% всех пассажироперевозок осуществляется железной дорогой, а остальные 50% приходятся на другие виды транспорта. Легковой автомобиль в пассажироперевозках не имеет пока существенного значения.

Рост пассажироперевозок в основных промышленно развитых странах, увеличение парка транспортных средств и скоростей движения их приводит к изменению режима работы транспорта и норм обслуживания пассажиров. Одним из основных аргументов в организации пассажиро-перевозок становится время, необходимое не только для собственно поездки, но и на организацию всех процессов в пассажирском здании и на перроне.

Это ведет к изменению соотношения между пассажирским зданием и перроном, не только по площадям, но, в основном, по значению в организации пассажиропотока. Изменения структуры пассажирских зданий характеризуются следующим: 1. Увеличение пассажиропотоков вызывает значительные затруднения в обслуживании пассажиров в здании и на перроне, что приводит к стремлению уменьшить емкость зданий с одновременным увеличением их. количества.

2. Необходимость рассредоточить большие потоки пассажиров по основным направлениям междугородних дальних, местных и пригородных трасс, а также стремление объединить разные виды транспорта в одном месте приводит к строительству нескольких малых специализированных пассажирских зданий. 3. Стремительное развитие техники транспорта и вместе г ним техники и норм обслуживания вызывает все более частые реконструктивные мероприятия, которые легче выполнить без помех для движения при наличии системы малых зданий.

4. Всякое увеличение пассажироперевозок вообще означает увеличение категории местных и пригородных перевозок, специфика которых не требует больших пассажирских площадей.

Малые пассажирские здания (условной вместимостью 25-200 чел), обслуживающие именно эту категорию перевозок, и являются основным типом пассажирских зданий. 5. Увеличение пассажиропотоков, парка транспортных средств и его оборачиваемости создает необходимость и возможность организации очень частых по времени (час, сутки) отправлений (примерно 150-200 автобусов в час пик на ряде автовокзалов США и Англии).

В результате резкого сокращения времени пребывания пассажира на станции надобность в большой части помещений отпадает (автовокзалы гор. Манчестера, Шеффилда, Дарлингтона (Англия), автовокзал в Далласе (США), ж/д вокзал в Софии, Риме и т. д.), в основном за счет помещений ожидания и бытового обслуживания.

6. Практика переноса некоторых элементов обслуживания пассажиров непосредственно в транспортные средства (буфеты и уборные в автобусах, поездах, самолетах и судах) также в определенной мере сужает необходимость этих помещений в пассажирском здании. 7. Практика продажи билетов, широко применяемая в городских кассах или непосредственно в транспортных средствах, а также применение механизации и автоматики в багажных операциях сокращает операционную зону здания.

8. Развитие городских сетей бытового и культурного обслуживания сокращает необходимую номенклатуру помещений бытового обслуживания в пассажирском здании, делая его все более специализированным. Приведенные схемы разных по времени строительства пассажирских зданий наглядно показывают процесс изменения структуры и размеров пассажирского здания.

Можно с уверенностью сказать, что время строительства больших пассажирских зданий с малыми перронами проходит, и начинается эпоха малых пассажирских зданий (в основном массового строительства) среди обширных посадочных площадей и устройств.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.