Размещение и характер центров городов Кольского полуострова

Размещение и характер центров городов Кольского полуостроваГорода Кольского полуострова, формирующиеся на базе горнорудной промышленности, имеют в основном линейный характер развития. Однако их план не подчиняется идеальной схеме линейного города, когда промышленность и селитьба развиваются параллельными друг другу полосами. В данном случае промышленность сосредотачивается в одном мощном узле, зачастую значительно удаленном от селитебных территорий, что определено зонами санитарных разрывов.

При этом рост промышленных и селитебных территорий происходит обычно в противоположных направлениях.

Сложность ландшафтных и грунтовых условий заставляет производить застройку выборочно и приводит к тому, что основное направление, связывающее промышленную и селитебную зоны, является главным и единственным транспортным направлением города, на которое нанизываются жилые образования.

При таком развитии городов возникают линейно расположенные центры отмечающие стадии роста города.

Наиболее нагляден в этом отношении пример города Мончегорска, главная улица которого имеет около 1,5 га в длину. В линейных городах Кольского полуострова возможны ветвления основного направления — Мончегорск или появления мощных поперечных направлений, например к железнодорожному вокзалу, как в г-Апатит.

Пересечение магистралей становится главным центральным узлом линейного центра. С другой стороны, четко выраженное направление — к железнодорожному вокзалу — Новый Заполярный или шоссе межгородского значения.

Старый Заполярный,- может сразу закрепить положение центра. Результатом является компактный центр при линейном городе.

В городах Кольского полуострова мы сталкиваемся с двумя решениями центральной зоны — компактным и линейным. Линейный центр развивается вместе с развитием селитьбы, в нем легче предусмотреть очередность его развития, учреждения центра всегда близки к селитебной зоне, главная магистраль города обогащается архитектурно крупными учреждениями городского значения.

Однако растянутая центральная зона создает трудности функциональной организации территории, когда неизбежными являются смысловые перебивых зон. Результатом является увеличение пути движения посетителей, нежелательное в условиях севера, где основой построения схемы обслуживания является сокращение радиусов обслуживания. Кроме того, в городах Кольского полуострова, небольших по размеру (20-50 тыс. жителей), нет развитой системы районных центров, что определяет некоторые особенности функционирования учреждений городского значения.

Эпизодичность городского обслуживания заменяется здесь периодичностью, а по таким видам как торговля и бытовое обслуживание — повседневностью.

Таким образом, вопрос о доступности этих учреждений и удобстве их взаимосвязи в процессе посещения выдвигается на первый план, и именно этому не может ответить центр линейный. Линейные центры в рассматриваемых городах располагаются по обе стороны от основной транспортной магистрали, причем разграничение зон движения переходов и транспорта в центральном районе отсутствует.

Территория центра оказывается зачастую дискомфортной зоной из-за требования трассировки главного транспортного направления вдоль основных метеленесущих ветров, что превращает главные улицы в русла ветрового потока.

Расположение компактного центра на пересечении основных транспортных магистралей обеспечивает удобную доступность его для всех жителей города не менее, чем в центре линейном. В таком центре легче осуществить функциональное зонирование территории, кооперирование учреждений по видам и создание комплексных узлов обслуживания.

Возможно решение всей территории и как зоны чисто пешеходного движения.

Защита от погодных условий на территории компактного центра более просто осуществима, что позволит довести погодные условия на территории центра до норм комфортности.

В качестве основного недостатка компактного центра можно признать только сложность очередности развития и необходимость иметь резервные территории.

Линейное развитие центров Кольских городов является стихийным в процессе роста города, поэтому при проектировании центра необходим комплексный подход к решению задачи.

Наряду с территориальным ростом могут быть продуманы также другие варианты увеличения его вместимости, в частности возможности его вертикального развития.

Учитывая сказанное, нужно признать, что центр северного города должен быть компактно защищенной зоной — ядром городской застройки, что в наибольшей степени ответит как северному характеру природы, так и укладу северной жизни.

Comments are closed.