Размещение библиотек в учебных корпусах вузовАнализ 25 ВУЗов, спроектированных за последние 5 лет в, позволяет выделить 2 принципиально отличающихся варианта размещения библиотек в учебных корпусах: компактный и блочный. Компактный вариант.

Библиотека занимает помещения в основном многоэтажном объеме учебного корпуса на одном или нескольких его этажах. Наиболее часто встречается прием ее расположения в торцовой части здания (типовые проекты главного учебного корпуса технического ВУЗа на 2500 студ.

, ОТФ на 1200 студ., физико-химический корпус Новосибирского университета, физический корпус ЛГУ и т. д.), хотя это территориально удаляет библиотеку от учебных помещений ВУЗа.

Расположение библиотеки в торце здания неизбежно вызывается тем, что для ее нормальной организации требуется использование всей ширины применяемых пока сравнительно узких (обычно 15 м) учебных корпусов. Центральное расположение библиотеки в этом случае разрывает горизонтальные коммуникации здания либо делает библиотеку проходной и неоправданно усложняет систему контроля (Харьковский университет).

Для небольшой библиотеки центральное расположение в узких корпусах возможно при использовании односторонней их застройки.

Этот прием архитектурно наиболее эффективен и экономичен для галерейных зданий (технический институт в Конакри, Гвинея, спроектированный в ). Использование широких корпусов ВУЗов (до 36 м), функциональность и экономичность которых доказана может намного увеличить область применения приема с центральным расположением библиотеки. Положительным в компактном варианте является возможность максимального сокращения графиков движения к библиотеке, простота объемно-планировочного и конструктивного решения учебного корпуса в целом; из отрицательных особенностей следует отметить неоправданность единой конструктивно-планировочной схемы основного объема учебного корпуса для библиотек из-за принятого пока еще их жесткого функционального зонирования и ограниченную возможность расширения библиотек, в основном за счет внутренних ресурсов учебного корпуса.

Поэтому применение компактного варианта целесообразно лишь для небольших библиотек ВУЗов и Университетов.

Блочный вариант. Библиотека размещается в одном из блоков.

учебного корпуса, занимая его полностью (Дальрыбвтуз, Куйбышевский авиаинститут и т. п.) либо вместе с другими помещениями ВУЗа (Карагандинский пединститут, Барнаульский политехнический институт, Киевский университет и т. д.). Блочный вариант позволяет: 1) более свободно решать планировку крупной библиотеки за счет увеличения ее ширины (1836 м) и применения соответствующей архитектурно-конструктивной схемы, отражающей специфику функциональной организации библиотеки; 2) обеспечить, при центральном ничем не регламентируемом расположении библиотеки в корпусе, четкую связь ее с учебными помещениями ВУЗа; 3) легко решить проблему расширения библиотек.

Но лишь немногие проекты могут иллюстрировать все эти достоинства полностью.

Так библиотека Куйбышевского авиаинститута проигрывает из-за нецентрального ее расположения, а библиотека Иркутского политехнического института, удобно расположенная в центре, не может быть расширена из-за размещенного над ней актового зала. Спорными нам представляются и соображения авторов о целесообразности при объединении в одно целое элементов ВУЗа, требующих обеспечения самостоятельного функционирования.

Это проявляется в очень распространенной практике блокировки библиотеки с актовым залом (Карагандинский пединститут, Горьковский сельскохозяйственный институт и т. д.) и находит максимальное свое выражение в воссоединении в одном блоке библиотеки и размещенных над нею спортивного и актового залов (Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт). Блочный вариант наиболее целесообразен для крупных развивающихся библиотек.

Для факультетских библиотек этот прием не применялся. Основной недостаток этого варианта, связанный с индустриализацией строительства ВУЗов это потребность в расширении номенклатуры изделий из сборного железобетона, предопределяемых самой спецификой конструктивно-планировочного решения библиотек.

Однако этот недостаток компенсируется использованием монолитного железобетона, целесообразность которого для библиотек несомненна. В пределах каждого варианта размещения библиотеки в учебном корпусе следует учитывать еще и вопрос определения наиболее рационального ее места среди прочих помещений ВУЗа.

Поэтому, при вертикальном зонировании учебного корпуса, библиотека (в первую очередь помещения для читателей, справочно-библиографический аппарат, книжные фонды открытого доступа) в большинстве проектов занимает промежуточное положение между основной группой учебных помещений ВУЗа, размещаемых в верхних этажах и вестибюлем. Такое размещение библиотеки отделяет ее от интенсивных графиков движения близ поточных аудиторий на первом этаже.

В наиболее удачных проектах ВУЗов, с четким функциональным зонированием, библиотека отделяется от актовых и спортивных залов и прочих не связанных с нею помещений (типовые проекты главных учебных корпусов технического ВУЗа на 2500 студ.

, сельскохозяйственного ВУЗа, ОТФ на 1200 студ. и т. д.). В заключение нужно отметить, что все вышесказанное в основном относится к библиотекам, построенным на прежних канонах организации и являющимся лишь учебно-вспомогательным элементом ВУЗа.

Переход же от традиционных библиотек с жестким зонированием к библиотекам с более гибкой системой планировки, увеличение удельного веса библиотеки в общей кубатуре ВУЗа и ее новая роль как места постоянных занятий потребуют принципиально-нового подхода к решению проблемы размещения библиотек. Это выразится в поисках таких приемов планировки ВУЗа, при которых библиотека должна быть ядром учебного корпуса, связанным с учебными помещениями не только удобными коммуникациями, а иметь с ними самый тесный контакт во всей работе.

При этом мобильный характер учебного процесса должен быть обеспечен вариабильностью планировки и возможностью расширения и развития библиотеки в учебном корпусе.

Комментарии запрещены.