О различии геометрических схем построения рисунка и центральной проекции на плоскости1. Геометрическая схема центрального проектирования на плоскость может быть представлена так: между изображаемым предметом и глазом наблюдателя (точкой зрения) помещается прозрачная пластинка, на которую наносится контур видимого сквозь нее предмета. Совпадение видимого и изображенного контуров обеспечивается при условии неподвижности точки зрения, картинной плоскости (прозрачной пластинки) и объекта изображения.

При перемещении одного из этих компонентов получение определенного изображения становится затруднительным из-за несовпадения видимого и изображенного контуров предмета, которое становится все более заметным с увеличением угла зрения, то есть. изображение получается как бы беспредметным.

Практически это выражается в том, что его крайние участки оказываются растянутыми. Следовательно, перспективные изображения, построенные по геометрической схеме центрального проектирования на плоскость, требуют соблюдения определенных правил рассматривания (ортоскопии).

2. Процесс рисования с натуры можно представить, в общих чертах, следующим образом: рисовальщик наблюдает предметы пространства с одной постоянной точки зрения О и изображает их пропорционально углам зрения. Время от времени он отходит от своего рисунка для того, чтобы охватить его одним взглядом, так как при этом легче заметить ошибки, а следовательно и исправить их. Этим самым рисовальщик корректирует изображение с различных точек зрения, с разных расстояний, что и дает основание рассматривать впоследствии рисунок свободно, то есть не с единственной для данного изображения точки зрения, а с разных точек.

Таким образом, рисунок представляет собой иную геометрическую структуру, чем центральная проекция на плоскости.

Рисунок это перспективное изображение наблюдаемых предметов, отражающее мерные отношения их величин, определяемых на картине преимущественно пропорционально углам зрения по ее главным осям.

В этом его отличие от центральной проекции на плоскости, которая образуется пропорционально тангенсам зрительных углов.

Поэтому проверка правильности рисунка при помощи центральной проекции на плоскости не имеет, конечно, никакого смысла.

Однако именно такие попытки сравнения изображений можно встретить в некоторых современных руководствах по рисунку: Поразительно точно изображал предметы знаменитый голландский художник XVII века Рембрандт.

Фотоснимки архитектурных памятников, сделанные с того же места, с которого рисовал их художник, полностью соответствуют его рисункам.

Если же полного соответствия при сравнении не обнаруживается, то рисунок обычно считается неверным.

А. П. Барышников в книге Перспектива замечает: Рисующий передает не то, что он видит, а то, что он знает.

Например, изображение прямоугольного стола, наблюдаемого с короткой стороны, исправляется в сторону удлинения сторон стола, резко сокращенных в перспективе. Автор книги считает такой рисунок неправильным.

По его мнению: В этих случаях неизбежны или явные перспективные не вязки, отступления от правил перспективы, или попытки маскировки перспективных невязок.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.