Несохранившаяся первоначальная внутренняя отделка мраморного дворцаИзучение интерьеров Мраморного дворца до настоящего времени ограничивалось лишь Парадной лестницей и Мраморным залом, сохранившими в основном отделку XVIII века. Анализ двух документов Описания покоев дворца 1785 г. и обмерных чертежей 30-х гг. XIX в., а также сопоставление их с известным наследием Ринальди дают возможность относительно полно воссоздать первоначальную внутреннюю отделку среднего этажа Мраморного дворца. Анфилады парадных помещений дворца, расположенные вдоль боковых фасадов, не создавали впечатления бесконечной галереи, столь характерной для барокко, т. к. каждая комната отличалась своим композиционным решением, цветом и материалом отделки.

Так, например, анфилада покоев, выходивших на Неву, начиналась парадными залами дворца: Мраморным, выполненным в естественном камне, Шубинским назовем его так, ибо здесь были и барельефы работы Шубина на тему Освобождение военнопленных и много других его скульптурных работ, Лаковым и Обитым бархатом.

Завершалась эта анфилада покоями, декорированными стенописью и различными тканями.

В отделку стен залов картинной галереи, которая занимала выступ дворца и несколько комнат по ул. Халтурина, были включены портреты, заключенные в резные рамы. Одним из значительных помещений дворца был зал для игры в мяч или Большой зал, расположенный по оси западного фасада.

Этот единственный двухсветный зал дворца был решен в ордерной системе. Здесь, как и в подобных композициях Ринальди Тронном зале в Зимнем дворце и Екатерининском в Москве, ордер не объединял оба яруса.

На основе ордерной системы был, видимо, решен и зал, замыкавший со стороны Невы анфиладу покоев, расположенных параллельно продольной оси Большого зала.

Материалы, относящиеся к этой группе помещений, дают представление о разнообразии декоративных приемов, о характере орнаментики и о композиционных решениях перекрытий дворца. В центрах перекрытий парадных залов дворца помещались в сравнительно простых по форме рамах живописные плафоны.

Пять из них, в том числе и плафон Мраморного зала, были написаны Торелли, в Большом зале Даниловым.

В ряде помещений дворца были перекрытия, представляющие как бы редакцию гатчинского куполка, который становится очень пологим и занимает почти всю поверхность перекрытия.

В отделке многих интерьеров дворца, особенно в рисунках ринальдиевских паркетов (число которых теперь вместе с паркетами Китайского и Гатчинского дворцов составляет более сорока) заметны оттенки рококо. Однако наиболее парадные помещения дворца все же решались по принципу, характерному уже для классицизма.

Так были решены, кроме двух упоминавшихся, Шубинский и Мраморный залы.

В интерьерах Мраморного дворца Ринальди выступает как мастер интимного интерьера и в то же время дворцовых парадных зал. Сейчас, когда встает вопрос о точной исторической реставрации отделки зданий, изучение интерьеров работы Ринальди заслуживает особого внимания.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.