Некоторые закономерности построения архитектурной формы в древнерусских деревянных сооружениях XVXVII вековВ истории русской архитектуры большой научный и практический интерес представляет изучение пропорций памятников древнего зодчества. Хорошо продуманная система пропорций является основой любого значительного произведения архитектуры. Пластическая выразительность материалов и логика конструкций, метр и ритм, благодаря пропорциональным системам, объединяются в единое целое, создающее художественный образ здания.

В практической деятельности древнерусских зодчих не разрабатывались чертежи и рисунки предполагаемых к постройке зданий. Отсутствие графических и иконографических материалов сделало пропорциональные системы главным средством профессиональной информации о существующих зданиях и архитектурно-пространственных представлений о предполагаемых постройках.

Пропорциональные системы древности, заменяющие зодчим чертежи и инженерные расчеты, отличались предельной простотой построения, легко запоминались, соответствовали размерам относительно ограниченного сортамента строительных материалов и давали вместе с тем большое количество вариантных решений.

Этим требованиям соответствовали пропорциональные системы, построенные на основе аддитивных рядов, т. е. числовых последовательностей, подчиненных определенной закономерности. В архитектурной практике были широко распространены ряды с образующим (функция золотого сечения) (отношение диагонали квадрата к его стороне).

Пропорциональная система по сравнению с рядом золотого сечения отличается некоторым однообразием вариантных превращений, но зато удобна в практике и позволяет очень простыми средствами производить пропорционирование в ходе строительства. Эти меры антропоморфичны (косая сажень равна росту человека с поднятой рукой, стопа, нога, локоть, пядь) и потому мерные инструменты могли изготовляться на месте постройки и градуироваться по человеческим размерам с достаточной для практики точностью.

Широко распространенный в плотницком деле наугольник у древних зодчих мог выглядеть так. С помощью такого инструмента можно было заготовлять бревна нужных размеров и производить разбивку строящихся сооружений в плане и по высоте. Полученные размеры во всех случаях являлись связующими гармоническим соотношением ряда.

По-этому, применяя комбинации из разных мер, можно получить готовые пропорциональные решения. Так например, взяв за основу куб с размером в 3 косых сажени, можно получить трехъярусный объем с убыванием ярусов снизу вверх: Нижний куб 3 косых сажени (6,48 м) Средний куб 3 мерных сажени (4,56 м) Верхний куб 3 малых сажени (3,16 м) Варьируя кубы с параллелепипедами, можно получать любые композиции, в которых пропорции приобретали бы логически целеустремленное выражение.

Анализ лучших памятников древнего деревянного зодчества показывает наличие пропорциональных систем в построении планово-объемных композиций. Так, в трехъярусной композиции церкви села Ширкова, Псковской области, построенной в 1697 г., объемные членения решены в виде кубов, убывающих снизу вверх по закону пропорци.

В начале XVIII века древние системы мер были упразднены введением единой сажени, равной 213 см, но в деревянном зодчестве еще долго существовало влияние старых строительных традиций.

Отголоски гармонизации при помощи системы мер чувствуются в Успенском соборе города Кеми, построенного в начале XVIII в., где боковые объемы и главный связаны соотношением, Планы боковых приделов главной части и трапезной также связаны этим соотношением.

Гармонизация формы при помощи системы мер должна быть изучена и использована в современной практике в виде создания систем модулей для строительных деталей. При умелом использовании древние строительные приемы могут послужить для создания правдивых и гармонических конструкций в нашей советской архитектуре.

Комментарии запрещены.